Головна Обзор новостей аграрного законодательства Украины

    Обзор новостей аграрного законодательства Украины

    Сегодня мы вкратце рассмотрим законодательные документы, которые были приняты или опубликованы на протяжении июля 2002 г.

    1. Постановление Кабмина Украины N1000 от 11.07.2002 “Об утверждении Порядка и правил проведения обязательного страхования урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений государственными сельскохозяйственными предприятиями, урожая зерновых культур и сахарной свеклы сельскохозяйственными предприятиями всех форм собственности” требует детального изучения заинтересованными сторонами, т. к. является документом, который вносит существенные коррективы в традиционные подходы к ведению сельхозпроизводства в стране. Среди основных моментов отметим, что страховыми рисками по обязательному страхованию являются град, пожар, вымерзание, ураган, буря, ливень, оползень, наводнение, сель, засуха, полное внезапное уничтожение посевов карантинными вредителями.

    Обязательному страхованию не подлежит урожай: естественных сенокосов и пастбищ; сельхозкультур, посеянных на зеленое удобрение; сельхозкультур, посеянных более 3-х лет назад и ни разу не дававших урожая; подпокровных и беспокровных многолетних трав; посевов и многолетних насаждений плодоносного возраста, не размещенных в зоне официального землепользования.

    Страховая сумма обязательного страхования урожая сельхозкультур определяется в размере стоимости урожая (вычисляется путем умножения средней урожайности за последние 5 лет) на цену 1 центнера продукции, сложившейся за последний год (или на залоговую цену – по согласию сторон) и на фактическую площадь, с которой собирается урожай. Максимальные размеры страховых тарифов составляют 6-9,5% страховой суммы (в зависимости от региона и объекта страхования).

    Постановление предлагает также несколько вариантов расчет убытков. В частности, общий убыток исчисляется путем умножения разницы между урожайностью, указанной в типовом Договоре страхования, и фактической урожайностью, на площадь посева и цену, определенную в Договоре страхования, но не выше, чем на момент выплаты страхового возмещения.

    Постановление также содержит типовой Договор обязательного страхования урожая.

    2. Только что принятый Верховной Радой Закон Украины от 04.07.02 г “О зерне и рынке зерна в Украине” описывает основные моменты функционирования и государственного регулирования рынка зерна в стране.

    Так, государственное регулирование на рынке зерна осуществляется путем лицензирования деятельности по хранению и переработке зерна, внедрения механизма экспорта и импорта зерна и продуктов его переработки по межгосударственным соглашениям, внедрения механизма государственных залоговых закупок зерна, создания интервенционного фонда зерна, определения Государственных агентов для выполнения операций интервенционного фонда, залоговых закупок и межгосударственных соглашений и бюджетного финансирования этих операций, определения уполномоченных организаций для лицензирования зернохранилищ и выдачи соответствующих лицензий, мониторинга рынка зерна и т.д.

    Законом предусмотрено обязательное страхование урожая зерновых и зернобобовых культур сельскохозпредприятиями всех форм собственности и хозяйствования, а также частичная компенсация сортонадбавок сельскохозпроизводителям за приобретенные ими семена высших репродукций. Описаны особенности декларирования объемов и контроля качества зерна, находящегося на хранении. В частности, субъекты рынка в обязательном порядке должны декларировать находящиеся у них на хранении объемы зерна, превышающие 50 т. Организация декларирования зерна Законом возложена на Главную государственную инспекцию качества и сертификации сельскохозяйственной продукции МинАП. Зернохранилища, имеющие соответствующую лицензию, обязаны ежемесячно подавать декларации об объемах зерна находящихся у них на хранении, предоставляя информацию об объемах залогового зерна, зерна государственного резерва, невостребованного залогового зерна, зерна интервенционного фонда и прочего сберегаемого зерна. После подписания Закона Президентом мы вместе с читателями “АгроСферы” проведем его детальный анализ.

    3. Указ Президента Украины N 640/2002 от 15.07.2002 “О первоочередных мерах по поддержке развития социальной сферы села” содержит пространную Государственную программу развития социальной сферы села на период до 2005 г. Основными задачами Программы названы:

    • увеличение занятости сельского населения, распространение в сельской местности практики разнообразия видов хозяйственной деятельности;
    • повышение продуктивности труда, уровня заработной платы и применение научно обоснованных норм труда;
    • эффективное использование трудовых ресурсов и рабочего времени;
    • остановка закрытия и возобновление деятельности сельских социально-культурных учреждений;
    • наращивание объемов жилищного строительства на основе специальных программ его поддержки;
    • увеличение объемов строительства инженерных сооружений в регионах, где отсутствуют источники питьевой воды и топливно-энергетические сооружения, развитие системы разводящих газо- и водопроводов;
    • создание благоприятных условий для развития на селе сферы платных услуг.

    4. Совместный Приказ Минагрополитики, Минфина, Минэкономики N 162/426/181 от 17.06.2002 “Об утверждении Порядка предоставления и использования средств финансовой поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств” раскрывает механизм бюджетной поддержки украинских фермеров. Основные моменты Порядка:

    • средства предоставляются на возвратной или безвозвратной конкурсной основе;
    • возвратные средства могут быть использованы исключительно на производство или переработку собственной продукции;
    • срок возврата представленных средств – до трех лет;
    • на безвозвратной основе средства предоставляются на разработку проектов отведения земельных участков для создания крестьянских (фермерских) хозяйств; на возмещение части затрат по выплате процентов по банковским займам; на 15%-ную компенсацию стоимости затрат на приобретение первого трактора, комбайна и т. д. и на 30% стоимости строительства животноводческих помещений.

    Документ содержит перечень необходимых документов, которые подаются на конкурс по получению бюджетной поддержки, а также условия проведения таких конкурсов.

    5. В Письме Минэкономики N55-29/166 от 30.05.2002 это ведомство выказывает озабоченность ситуацией на отдельных сегментах внутреннего рынка сахара в связи со значительными поставками белого сахара иностранного происхождения “в обход действующего законодательства”. Министерство сообщает, что в некоторые области Украины (Харьковская, Донецкая, Сумская Черниговская) физическими лицами фактически контрабандно ввозится сахар российского происхождения. Такой сахар реализуется на внутреннем рынке по ценам, которые ниже, чем минимальные цены, установленные Постановлением Кабмина Украины N201 от 01.03.2001 “Некоторые вопросы регулирования и реализации сахара из свеклы урожая 2001 г.”. Кроме того, большие объемы российского сахара реализуются “однодневными” фирмами и частными предприятиями. Далее в письме описываются негативные последствия таких действий наших сограждан. Итогом всему вышесказанному является призыв Минэкономики к применению соответствующих мер по предотвращению торговыми предприятиями требований Закона Украины “О государственном регулировании производства и реализации сахара”, в первую очередь в части недопущения реализации на внутреннем рынке сахара по ценам, которые ниже утвержденной минимальной цены.

    6. Приказ Министерства аграрной политики Украины N155 от 11.06.2002 “О Координационном совете по вопросам биржевого товарного рынка” утверждает Положение об указанном Совете и его состав. Основными задачами Совета названы:

    • подготовка предложений по обеспечению функционирования и формирования биржевого, фьючерсного рынка, торговли деривативами;
    • содействие участникам биржевого рынка в международной биржевой торговле;
    • привлечение иностранных инвестиций и внедрение новых биржевых технологий.

    Координационный совет имеет право в т. ч.:

    • рассматривать документы, которые подаются товарными биржами для получения заключения о соответствии требованиям, предъявляемым к биржам, которые хотят получить право регистрировать экспортные контракты по зерновым. Срок рассмотрения таких документов определен в 2 недели (собственно, видимо, ради этого права Приказ и был принят – остальные его положения не несут какой-либо серьезной законодательной нагрузки).

    7. Совместный Приказ Министерства аграрной политики Украины, Министерства внутренних дел Украины, Министерства здравоохранения здоровья Украины N163/588/217 от 18.06.2002 (зарегистрировано Минюстом 01.07.2002 N550/6838) “Об усилении государственного контроля над торговлей пестицидами и агрохимикатами” предусматривает, в частности:

    • разработку на 2002-2003 гг. плана специальных рейдовых мероприятий по проверке соблюдения условий использования и обращения с указанными веществами;
    • обеспечение контроля над изъятыми из обращения незарегистрированными пестицидами и агрохимикатами, их хранением и утилизацией.

    8. Приказ Минагрополитики N187 от 11.07.2002 “О создании Координационного совета по вопросам регулирования рынка сахара, семян и сахарной свеклы” предписывает создать указанный орган во главе с Председателем, он же Министр агрополитики, для всяческого содействия развитию рынков сахарной свеклы и сахара Украины. Фактически, Совет будет являться консультативным органом, призванным содействовать решению многочисленных проблем сахарной отрасли страны. Исходя их основных поставленных задач, Совет будет готовить предложения по политике государства на рынке сахара и сахарной свеклы. При детальном прочтении текста Приказа все же остается неясным, с какой конкретно целью создается еще один орган, фактически дублирующий функции Минагрополитики и соответствующих ведомств, призванных и без Совета решать аналогичные задачи.

    9. Письмо Минэкономики N52-29-16(2)/ 730 от 11.07.2002 информирует о том, что 8.07.2002 на заседании Комиссия Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенной политики было рекомендовано начать расследование по факту импорта в РФ изделий из карамели с содержанием какао. Как сообщается в Письме, цены на такую продукцию происхождением из Украины в 2 раза ниже, чем в России. Комиссия Правительства РФ рассматривает вопрос по введению специальной пошлины на ввоз подобной продукции.

    10. Приказ Минагрополитики N173 от 27.06.2002 “Об обеспечении своевременного и качественного проведения уборки ранних зерновых и зернобобовых культур в 2002 г.” предписывает создать очередной оперативный штаб по предоставлению регионам помощи в подготовке к уборке и обслуживании сельскохозяйственной техники. Фактически, Министерство публикует ряд предуборочных призывов, большую часть из которых можно описать старой фразой “Все на битву за урожай!”.

    Перегляди: 0