Головна Украина: перевалка морскими портами зерновых и масличных в I декаде октября 2003...

    Украина: перевалка морскими портами зерновых и масличных в I декаде октября 2003 г.

    • За первые 10 дней октября через украинские порты прошло около 115,0 тыс. тонн зерновой продукции. По предварительным итогам портовой грузопереработки, в первой декаде октября 2003 года через украинские морские порты прошло 114,9 тыс. тонн зерновых грузов. Этот результат свидетельствует о некотором снижении активизации перевалки по сравнению с показателями прошлого месяца. Напомним, что в сентябре за первую декаду было переработано 138,7 тыс. т продукции, а на вторую и третью десятидневку пришлось по 97,0 тыс. т и 278,5 тыс. т соответственно. Нестабильность динамики портовой переработки зерновой продукции на протяжении месяца объясняется, в первую очередь, дефицитом внутреннего предложения данной продукции. Кроме этого немаловажным фактором в текущей ситуации является высокий уровень цен, который продолжает преобладать в Украине. А это сдерживает большинство трейдеров от работы с крупными партиями товара.

    В отношении поставок импортного зерна через украинские порты можно отметить, что и тут пока не наблюдалось относительной стабильности. Основные поставки осуществлялись через сухопутную границу, морские же поступления товара носили не периодичный характер и были связаны, в основном, с предварительной контрактацией зерновых определенными компаниями.

    Итак, начало октября в портовой переработке зерна было отмечено отгрузкой преимущественно экспортных партий зерна. Как и ранее, основная масса зерна проходила именно в этом режиме (96,6 тыс. т, или 84,1% от общего объема перевалки). Партии транзитного зерна в этом же промежутке времени составили 13,6 тыс. т, 11,8%. А импортные поставки зарегистрированы на уровне 4,9 тыс. т, или 4,1%. Для сравнения: по итогам сентября соотношение экспортных, транзитных и импортных партий зерна, прошедших через отечественные морские порты, составляло 77,2%:8,9%:13,9% соответственно. Таким образом, можно констатировать, что, несмотря на слабое внутреннее производство, в структуре перевалки зернопродукции осенью 2003 года значительное преимущество закрепилось именно за переработкой отечественного товара.

    Фуражный ячмень продолжал оставаться и с началом октября основной экспортной зерновой культурой, переработка которой проводилась в портах. Всего за первые десять дней октября морские отгрузки данного товара составили 94,6 тыс. т, что в общем объеме экспортных зерногрузов составило 97,9%. Основным получателем этого зерна оставалась Саудовская Аравия, в направлении которой из Украины в анализируемом периоде отправлено морским транспортом 48,7 тыс. т ячменя. Поставки ячменя также осуществлялись в направлении Кувейта (35,0 тыс. т) и ОАЭ (10,9 тыс. т).

    С начала октября в перечень экспортированных зерногрузов морским транспортом также вошел фуражный горох (1,9 тыс. т). Весь указанный объем был отправлен в Нидерланды.

    Украина: портовая перевалка зерновых на экспорт, I декада октября 2003 года

    Товар

    Страна происхождения

    Страна назначения

    Объем, тыс. т

    Ячмень

    Украина

    Кувейт

    35,00

     

     

    Саудовская Аравия

    48,68

     

     

    ОАЭ

    10,93

    Ячмень Всего

     

    94,62

    Горох

    Украина

    Нидерланды

    1,93

    Общий итог

     

    96,55

    В режиме транзита за первую декаду октября через украинские порты проходили фуражный ячмень, а также продовольственная пшеница. Товар был российского и казахстанского происхождения. Общий объем данных грузов, как мы уже упоминали, составил 13,6 тыс. т.

    Партии ячменя в начале октября поступали исключительно из России (9,6 тыс. т), весь его объем транзитом через Украину направлялся в Саудовскую Аравию.

    А казахстанская продовольственная пшеница (4,0 тыс. т) отгружалась в отечественных портах в Турцию (2,7 тыс. т) и на Кипр (1,3 тыс. т).

    Напомним, что за весь прошедший сентябрь транзит зерна составил около 46,0 тыс. т. При этом наибольший объем также пришелся на фуражный ячмень (22,4 тыс. т), кроме этого транзитом также проводились партии продовольственной и фуражной пшеницы (18,7 и 4,7 тыс. т соответственно).

    Украина: портовая перевалка транзитных зерновых, I декада октября 2003 года

    Товар

    Страна происхождения

    Страна назначения

    Объем, тыс. т

    Ячмень

    Россия

    Саудовская Аравия

    9,55

    Продовольственная пшеница

    Казахстан

    Кипр

    1,29

     

     

    Турция

    2,72

    Продовольственная пшеница Всего

     

    4,01

    Общий итог

     

    13,56

    Анализ динамики переработки импортных партий зернопродукции засвидетельствовал, что активность работы в данной сфере несколько снизилась по сравнению с показателями за сентябрь. Всего за первую декаду текущего месяца в Украину морским транспортом поставлена единственная партия (4,9 тыс. т) продовольственной пшеницы. Товар был российского производства.

    Для сравнения: в сентябре в нашу страну через порты поставлено около 71,0 тыс. т продовольственной пшеницы. Товар в первом месяце осени поступал из Франции (33,9 тыс. т), Германии (27,4 тыс. тонн), а также России (9,9 тыс. т.).

    • С начала октября наиболее активно зерноперевалкой занимались Южный и Ильичевский порты. Переходя к более детальному анализу перевалки, отметим, что в первой декаде октября 2003 года переработкой зерна занималось четыре украинских морских порта: Южный, Ильичевский, Херсонский и Мариупольский. А наиболее активно работу с зерновыми грузами в данном периоде проводили первые два из них.

    Как и в сентябре, Южный морской порт занимался исключительно перевалкой ячменя, общий показатель предприятия за первые десять дней октября составил 58,2 тыс. т, или 50,7% от общей портовой перевалки в данной декаде. Весь товар традиционно был отправлен в Саудовскую Аравию. При этом, кроме экспортных партий (48,7 тыс. т), через порт также прошло 9,5 тыс. т транзитного российского ячменя. Напомним, что по итогам сентября 2003 года Южный порт переработал наибольший объем зерна (145,6 тыс. т)

    Около 46,0 тыс. т зерногрузов за первую десятидневку октября удалось переработать Ильичевскому морскому порту. Предприятие также занималось только перевалкой ячменя отечественного производства. Зерно отгружалось в Кувейт (35,0 тыс. т) и ОАЭ (11,0 тыс. т).

    Показатели остальных отечественных портов отмечены на значительно меньшем уровне. Так, Херсонский порт, по итогам анализируемого периода, переработал всего 5,9 тыс. т зернопродукции. В этом числе около 4,0 тыс. т казахстанской продовольственной пшеницы, которая транзитом переправлялась в Турцию (2,7 тыс. т) и на Кипр (1,3 тыс. т), а также 1,9 тыс. т отечественного фуражного гороха, экспорт которого осуществлялся в Нидерланды.

    В числе предприятий, занимавшихся с начала октября зерноперевалкой, также отмечен и Мариупольский морской порт. Как мы сообщали ранее, данный порт принимал импортную продовольственную пшеницу, которая поступала из России. Объем поставок в анализируемом периоде ограничился 4,9 тыс. т.

    Детальная характеристика работы с зерном отечественных портов представлена в таблице.

    Украина: работа морских портов по перевалке зерновых грузов по странам назначения, I декада октября 2003 г.

    Порт

    Груз

    Страна происхождения

    Режим

    Страна назначения

    Всего, тыс. т

    Южный

    Ячмень

    Россия

    транзит

    Саудовская Аравия

    9,55

     

     

    Украина

    экспорт

    Саудовская Аравия

    48,68

    Южный Всего

     

     

     

    58,24

    Ильичевск

    Ячмень

    Украина

    экспорт

    Кувейт

    35,00

     

     

     

     

    Саудовская Аравия

     

     

     

     

     

    ОАЭ

    10,93

    Ильичевск Всего

     

     

     

    45,93

    Херсон

    Продовольственная пшеница

    Казахстан

    транзит

    Кипр

    1,29

     

     

     

     

    Турция

    2,72

     

    Продовольственная пшеница Всего

     

     

    4,01

     

    Горох

    Украина

    экспорт

    Нидерланды

    1,93

    Херсон Всего

     

     

     

    5,94

    Мариуполь

    Продовольственная пшеница

    Россия

    импорт

    Украина

    4,85

    Мариуполь Всего

     

     

     

    4,85

    Общий итог

     

     

     

    114,95

    В дальнейшем в октябре, по нашим прогнозам, активность зерновой перевалки должна несколько увеличиться. Осуществлению этого предположения способствует информация о подготовке к началу экспортных поставок партий ячменя и ржи в некоторых украинских портах, а также данные о приеме новых импортных партий пшеницы в Мариуполе и Одессе.

    • Портовыми зерновыми отгрузками в первой декаде октября занималось пять операторов. По информации, полученной из украинских портов за период с 1 по 10 октября, работу с зерновыми грузами в портах организовывали 5 операторов. Среди них Nidera, Glencore, ТД “Астон”, Farm Trading, и Bliscor. Лидеры перевалки традиционно занимались преимущественно отгрузками фуражного ячменя.

    Наиболее активно работу с зерновыми грузами, по итогам анализируемого периода, осуществляла компания Nidera. Показатель данного предприятия отмечен на уровне почти 60 тыс. т, или более половины от общего объема перевалки зерна. Оператор поставлял исключительно фуражный ячмень в Саудовскую Аравию. Весь товар был проведен через порт Южный. При этом кроме экспортных партий (более 48 тыс. т) фрахтователь также переваливал транзитный ячмень (10 тыс. т), который поступал из России. Примечательно, что в прошлом месяце данный оператор не занимался зерновой перевалкой в отечественных портах.

    Вторым в рейтинге фрахтователей зерногрузов в первой декаде октября стала компания Glencore, переработавшая в украинских портах почти 50 тыс. т данной продукции. Весь упомянутый объем состоял из отечественного ячменя, экспорт которого организовывался в направлении Кувейта (35 тыс. т) и ОАЭ (11 тыс. т). Напомним, что в сентябре данный оператор стал лидером зерноперевалки. Его показатель за полный месяц тогда превысил 180 тыс. т.

    Третьим среди операторов по зерновым грузам в анализируемом периоде стало предприятие ТД “Астон”. Компания занималась поставкой в Украину продовольственного зерна пшеницы. В Мариупольском порту усилиями данного фрахтователя переработано около 5 тыс. т пшеницы, которая поступала из России.

    Также продовольственную пшеницу, только в режиме транзита, перерабатывала компания Farm Trading. Ее показатель в общем итоге составил 4 тыс. т. Предприятие отгружало казахстанский продукт в Турцию (2,7 тыс. т) и на Кипр (1,3 тыс. т). Весь товар прошел через Херсонский морской порт.

    В числе операторов, занимавшихся портовой перевалкой зерна, с начала октября также отмечена компания Bliscor, которая отправляла морским транспортом украинский фуражный горох в Нидерланды. Вся партия (почти 2 тыс. т) была переработана в Херсонском порту.

    Украина: операторы зерновых грузов в украинских портах, I декада октября 2003 года

    Оператор

    Продукция

    Страна происхождения

    Страна назначения

    Порт

    Nidera

    Ячмень

    Россия

    Саудовская Аравия

    Южный

     

     

    Украина

    Саудовская Аравия

    Южный

    Glencore

    Ячмень

    Украина

    Кувейт

    Ильичевск

     

     

     

    ОАЭ

    Ильичевск

     

     

     

    Саудовская Аравия

    Ильичевск

     

    Продовольственная пшеница

    Россия

    Украина

    Мариуполь

    ТД “Астон”

    Продовольственная пшеница

    Россия

    Украина

    Мариуполь

    Farm Trading

    Продовольственная пшеница

    Казахстан

    Турция

    Херсон

     

     

     

    Кипр

    Херсон

    Bliscor

    Горох

    Украина

    Нидерланды

    Херсон

    • Морской экспорт подсолнечного масла с начала октября значительно активизировался. По предварительным данным грузопереработки за первую декаду текущего месяца, три украинских порта занимались отгрузками подсолнечного масла. Этими предприятиями стали Ильичевский, Керченский рыбный и Бердянский порты, которые, в общем итоге, отгрузили 13,8 тыс. т данной продукции. Для сравнения: в полном сентябре 2003 года переработка подсолнечного масла была на уровне 9,5 тыс. тонн. Отмеченное увеличение показателей перевалки является подтверждением того, что на внутреннем рынке появилось достаточное предложение данного товара, произведенного уже из сырья нового урожая.

    Итак, с 1 по 10 октября через Ильичевский порт отгружено около 8,1 тыс. т подсолнечного масла. Из них экспортные партии составили 5,1 тыс. т, а молдавский транзит – 3,0 тыс. т. Отечественный товар был отправлен в Испанию и Албанию (3,0 и 2,1 тыс. т соответственно), а молдавское масло транспортировалось в Алжир, фрахтователем при этом выступала компания Cevital Spa. Отечественный продукт экспортировался предприятиями Bunge и Glencore.

    Керченский рыбный порт организовывал в данном периоде отгрузки масла в Египет (3,0 тыс. т). экспорт товара проводился компанией Cargill. А Бердянський порт в это же время отгрузил 2,6 тыс. т отечественного масла в Италию, груз отправлялся компанией Oleotrading.

    В дальнейшем мы ожидаем еще более значительного роста отгрузок, что связано с началом массированной переработки семян урожая 2003 года и резким ростом спроса со стороны зарубежных покупателей. Уже имеется информация о подготовке к отгрузке более чем 100,0 тыс. т данной продукции. Таким образом, можно предполагать, что итоговые показатели за октябрь более чем в 10 раз превысят результаты переработки масла в портах за сентябрь 2003 года. 

    • С начала октября Украина экспортировала морским транспортом 1,9 тыс. т семян подсолнечника и 3,0 тыс. т шрота. По итогам первой декады текущего месяца, морским транспортом на внешний рынок поставлено около 1,9 тыс. тонн семян подсолнечника. Весь товар проходил в режиме экспорта, его переработкой в Белгород-Днестровском порту занималась компания Toepfer. Получателем семян выступила Турция.

    Экспорт подсолнечного шрота через порты в данном периоде составил около 3,0 тыс. т. Его переработку проводила компании Agromarket в Бердянском порту. Весь товар отгружен в направлении Италии.

    Также имеется информация о том, что в начале октября из Украины было отгружено около 10,8 тыс. т рапса. Товар проходил через Херсонский морской порт и отгружался в Индию (9,5 тыс. т) и Нидерланды (1,3 тыс. т). Операторами при этом соответственно выступали W.J.Grain и Time-Экспорт.

    Для справки: по итогам сентября, из Украины через морские порты было экспортировано 5,5 тыс. т семян подсолнечника, 4,5 тыс. т подсолнечного шрота и 0,8 тыс. т рапсового шрота.

    Украина: переработка товаров масличного комплекса морскими портами, I декада сентября 2003 года

    Товар

    Порт

    Оператор

    Страна происхождения

    Страна назначения

     Подсолнечное масло

     Бердянск

    Oleotrading

    Украина

    Италия

    Ильичевск

    Bunge

    Украина

    Испания

    Cevital Spa

    Молдова

    Алжир

    Glencore

    Украина

    Албания

    Керчь- рыбный

    Cargill

    Украина

    Египет

    Рапс

    Херсон

    Time-Export Ltd

    Украина

    Нидерланды

    W.J. Grain

    Украина

    Индия

     Подсолнечный шрот

    Бердянск

    Agromarket

    Украина

    Италия

    Подсолнечник

    Белгород-Дн.

    Toepfer

    Украина

    Турция

    Перегляди: 0