Согласно исследованию швейцарской исследовательской организации Food For Thought, в 2004 году общий объем розничных продаж свежей и переработанной рыбы в странах Восточной Европы составил €2,4 млрд., или 2,2% от общего объема регионального рынка всех продовольственных товаров и напитков (€109 млрд.). Географически исследование охватывает 6 стран Центральной и Восточной Европы – Болгарию, Чехию, Венгрию, Польшу, Румынию и Словакию. Рынок рыбы стран Восточной Европы был изучен по следующим товарным группам: свежая рыба, рыбные консервы, мороженая рыба, другая переработанная рыба.
Представленные в обзоре данные относятся ко всем рыбным продуктам, проданным для конечного потребления населению в розничной сети, на предприятиях общественного питания, на неорганизованных рынках и не включают промышленное или промежуточное потребление, т. е. потребление для дальнейшей переработки на другие продукты.
Наиболее крупным оператором на рынке всех видов рыбы Восточной Европы является компания Wilbo Seafood с долей рынка около 7,9%, за которой следуют Orkla (7,7%) и Barka (4,0%). Первые 2 компании имеют также и наиболее широкий охват товарных и географических рынков рыбы, показывая значительный отрыв от других компаний. Данные о представительстве компаний на рынках включают последние слияния и поглощения.
Самый большой по продажам рыбы всех видов в Восточной Европе, рынок Польши занимает до 67% восточноевропейского рынка рыбы. В Польше проживает 41% населения рассматриваемых стран Восточной Европы. За ним следуют рынки Чехии (13%), Венгрии (7%), Словакии (5%), Румынии и Болгарии (примерно по 4%). Таким образом, стоимость продаж рыбы всех видов на трех наиболее крупных рынках Восточной Европы составляет до 87% всего восточноевропейского рынка рыбы (здесь проживает 62% населения рассматриваемых стран Восточной Европы).
Среди основных товарных групп рыбы, реализуемых на рынках стран Восточной Европы, самая большая стоимость продаж пришлась на свежую – это более 39% всего рыбного рынка. Следом идут другие виды переработанной рыбы (22,5%), консервы из рыбы (12%). Продажи мороженой рыбы занимают до 16% рынка.
Что касается развития рынка рыбы в Восточной Европе с 1999 по 2004 год, то наибольший рост рынка рыбы всех видов за этот период отмечен в Польше, Чехии и Словакии. Причем рост объемов продаж в Польше резко, почти в 4 раза опережает увеличение рынков остальных стран Восточной Европы.
В абсолютных показателях с 1999 по 2004 год среднегодовой рост восточноевропейского рынка рыбы всех видов составил около €23 млн. на страну. Анализ показывает, что пока рост объемов рынка связан больше с увеличением потребления рыбы как таковой, чем с увеличением потребления продуктов с добавленной стоимостью из рыбы. Наиболее растущими странами в стоимостном выражении были Польша – среднегодовой рост на €97 млн., Чехия – на €15 млн. и Словакия – €9 млн. В остальных странах рынки рыбы росли крайне невысокими темпами, а рынок Румынии практически не рос.
В относительных показателях (по сравнению с показателем роста предыдущего года) с 1999 по 2004 год среднегодовой рост восточноевропейского рынка рыбы всех видов составил около 0,3%. Наиболее быстрорастущими странами в процентном выражении были Болгария – среднегодовой рост на 7,4%, Словакия – 1,5% и Чехия – 1,0%. В среднем с 1999 по 2004 год относительное снижение темпов роста рынка зафиксировано для Венгрии и Румынии. Рынок Польши, в силу и без того высокой насыщенности, рос низкими темпами.
Отметим, что на рынках крупных потребляющих стран даже небольшого увеличения рынка в относительном выражении зачастую бывает достаточно для достижения значительного роста в денежном эквиваленте, и наоборот, небольшие страны достигают высокого относительного роста за счет незначительного увеличения объемов продаж в денежном выражении, поскольку стоимость их рынков в денежном эквиваленте низкая.
Непосредственно продажи всех товарных групп рыбы в Восточной Европе с 1999 по 2004 год в среднем в год росли на €35 млн. Наиболее быстрорастущим в стоимостном выражении был рынок свежей рыбы – среднегодовой рост на €51 млн., далее – рынок другой переработанной рыбы – на €28 млн., еще более медленно рос рынок замороженной рыбы – на $23 млн. в среднем в год. Наиболее низкие темпы роста стоимости рынка отмечены по рыбным консервам.
Однако, в относительных показателях с 1999 по 2004 год среднегодовой рост различных товарных групп рыбы имеет несколько иные показатели. Наиболее быстрорастущим в процентном выражении (по темпам роста) остался рынок свежей рыбы – среднегодовой рост на 2,8%, далее – рынок замороженной рыбы – на 2,3% в год. А вот для рынка другой переработанной рыбы отмечено падение темпов роста – минус пол процента в среднем в год за 5 лет. Рынок рыбных консервов также показал отрицательные относительные темпы роста – минус 3,5% в год. Повторим, в настоящее время в Восточной Европе четко выражен рост потребления именно непереработанной (свежей) рыбы и стагнация потребления других продуктов из рыбы.
В общем рынке рыбы всех видов по объему продаж брэндированная продукция производителей занимает пока еще относительно невысокую долю рынка – 44%, в то время как небрендовая продукция продолжает лидировать на восточноевропейском рынке с долей в 52%. Собственные торговые марки розничных сетей развиваются крайне медленно – всего менее 1% рынка, а доля продукции домашнего (не промышленного) производства все еще относительно велика – 3,8%.
Около 83% продуктов из рыбы всех видов в стоимостном выражении потребители стран Восточной Европы получили через покупки через розницу (€20 млрд.), остальная часть была предоставлена через различные услуги, в т. ч. через различные заведения общественного питания.
Топ-20 операторов рынка рыбы в Восточной Европе, 2004 г.
Двадцатка крупных холдингов Восточной Европы контролирует около 49% рынка рыбы всех видов данного региона (из 67 компаний, представленных на данном рынке).
Восточная Европа: рейтинг компаний на рынке рыбы, 2004 г. |
||
Рейтинг |
Компания |
Рыночная доля |
1. |
Wilbo Seafood |
7.88% |
2. |
Orkla |
7.67% |
3. |
Barka |
3.96% |
4. |
Rieber |
3.12% |
5. |
Dorex |
2.77% |
6. |
Dalmor |
2.71% |
7. |
Odra |
2.21% |
8. |
Uniq |
1.97% |
9. |
Gryf Puck |
1.91% |
10. |
Gryf Szczecin |
1.84% |
11. |
Chlodnia Elk |
1.70% |
12. |
Seko |
1.54% |
13. |
Lehman Brothers |
1.54% |
14. |
C.R. Lodz |
1.42% |
15. |
Rybmorex |
1.40% |
16. |
JP Morgan |
1.38% |
17. |
Korab Ustka |
1.20% |
18. |
Kuter |
1.15% |
19. |
Vasmuza Rybena H. |
1.09% |
20. |
Stockmeyer |
1.02% |
Подводя итог, отметим, в 2004 году десятка восточноевропейских компаний обеспечивала почти 36% рынка всех видов рыбы рассматриваемых стран Восточной Европы.
На рынке рыбы Восточной Европы прогнозируется в 2005-2009 гг. реальный среднегодовой рост объемов продаж в денежном выражении на уровне минус 0,08%.