Головна Восточная Европа: рынок рыбы. Рейтинги компаний

    Восточная Европа: рынок рыбы. Рейтинги компаний

    Согласно исследованию швейцарской исследовательской организации Food For Thought, в 2004 году общий объем розничных продаж свежей и переработанной рыбы в странах Восточной Европы составил €2,4 млрд., или 2,2% от общего объема регионального рынка всех продовольственных товаров и напитков (€109 млрд.). Географически исследование охватывает 6 стран Центральной и Восточной Европы – Болгарию, Чехию, Венгрию, Польшу, Румынию и Словакию. Рынок рыбы стран Восточной Европы был изучен по следующим товарным группам: свежая рыба, рыбные консервы, мороженая рыба, другая переработанная рыба.

    Представленные в обзоре данные относятся ко всем рыбным продуктам, проданным для конечного потребления населению в розничной сети, на предприятиях общественного питания, на неорганизованных рынках и не включают промышленное или промежуточное потребление, т. е. потребление для дальнейшей переработки на другие продукты.

    Наиболее крупным оператором на рынке всех видов рыбы Восточной Европы является компания Wilbo Seafood с долей рынка около 7,9%, за которой следуют Orkla (7,7%) и Barka (4,0%). Первые 2 компании имеют также и наиболее широкий охват товарных и географических рынков рыбы, показывая значительный отрыв от других компаний. Данные о представительстве компаний на рынках включают последние слияния и поглощения.

    Самый большой по продажам рыбы всех видов в Восточной Европе, рынок Польши занимает до 67% восточноевропейского рынка рыбы. В Польше проживает 41% населения рассматриваемых стран Восточной Европы. За ним следуют рынки Чехии (13%), Венгрии (7%), Словакии (5%), Румынии и Болгарии (примерно по 4%). Таким образом, стоимость продаж рыбы всех видов на трех наиболее крупных рынках Восточной Европы составляет до 87% всего восточноевропейского рынка рыбы (здесь проживает 62% населения рассматриваемых стран Восточной Европы).

    Среди основных товарных групп рыбы, реализуемых на рынках стран Восточной Европы, самая большая стоимость продаж пришлась на свежую – это более 39% всего рыбного рынка. Следом идут другие виды переработанной рыбы (22,5%), консервы из рыбы (12%). Продажи мороженой рыбы занимают до 16% рынка.

    Что касается развития рынка рыбы в Восточной Европе с 1999 по 2004 год, то наибольший рост рынка рыбы всех видов за этот период отмечен в Польше, Чехии и Словакии. Причем рост объемов продаж в Польше резко, почти в 4 раза опережает увеличение рынков остальных стран Восточной Европы.

    В абсолютных показателях с 1999 по 2004 год среднегодовой рост восточноевропейского рынка рыбы всех видов составил около €23 млн. на страну. Анализ показывает, что пока рост объемов рынка связан больше с увеличением потребления рыбы как таковой, чем с увеличением потребления продуктов с добавленной стоимостью из рыбы. Наиболее растущими странами в стоимостном выражении были Польша – среднегодовой рост на €97 млн., Чехия – на €15 млн. и Словакия – €9 млн. В остальных странах рынки рыбы росли крайне невысокими темпами, а рынок Румынии практически не рос.

    В относительных показателях (по сравнению с показателем роста предыдущего года) с 1999 по 2004 год среднегодовой рост восточноевропейского рынка рыбы всех видов составил около 0,3%. Наиболее быстрорастущими странами в процентном выражении были Болгария – среднегодовой рост на 7,4%, Словакия – 1,5% и Чехия – 1,0%. В среднем с 1999 по 2004 год относительное снижение темпов роста рынка зафиксировано для Венгрии и Румынии. Рынок Польши, в силу и без того высокой насыщенности, рос низкими темпами.

    Отметим, что на рынках крупных потребляющих стран даже небольшого увеличения рынка в относительном выражении зачастую бывает достаточно для достижения значительного роста в денежном эквиваленте, и наоборот, небольшие страны достигают высокого относительного роста за счет незначительного увеличения объемов продаж в денежном выражении, поскольку стоимость их рынков в денежном эквиваленте низкая.

    Непосредственно продажи всех товарных групп рыбы в Восточной Европе с 1999 по 2004 год в среднем в год росли на €35 млн. Наиболее быстрорастущим в стоимостном выражении был рынок свежей рыбы – среднегодовой рост на €51 млн., далее – рынок другой переработанной рыбы – на €28 млн., еще более медленно рос рынок замороженной рыбы – на $23 млн. в среднем в год. Наиболее низкие темпы роста стоимости рынка отмечены по рыбным консервам.

    Однако, в относительных показателях с 1999 по 2004 год среднегодовой рост различных товарных групп рыбы имеет несколько иные показатели. Наиболее быстрорастущим в процентном выражении (по темпам роста) остался рынок свежей рыбы – среднегодовой рост на 2,8%, далее – рынок замороженной рыбы – на 2,3% в год. А вот для рынка другой переработанной рыбы отмечено падение темпов роста – минус пол процента в среднем в год за 5 лет. Рынок рыбных консервов также показал отрицательные относительные темпы роста – минус 3,5% в год. Повторим, в настоящее время в Восточной Европе четко выражен рост потребления именно непереработанной (свежей) рыбы и стагнация потребления других продуктов из рыбы.

    В общем рынке рыбы всех видов по объему продаж брэндированная продукция производителей занимает пока еще относительно невысокую долю рынка – 44%, в то время как небрендовая продукция продолжает лидировать на восточноевропейском рынке с долей в 52%. Собственные торговые марки розничных сетей развиваются крайне медленно – всего менее 1% рынка, а доля продукции домашнего (не промышленного) производства все еще относительно велика – 3,8%.

    Около 83% продуктов из рыбы всех видов в стоимостном выражении потребители стран Восточной Европы получили через покупки через розницу (€20 млрд.), остальная часть была предоставлена через различные услуги, в т. ч. через различные заведения общественного питания.

    Топ-20 операторов рынка рыбы в Восточной Европе, 2004 г.

    Двадцатка крупных холдингов Восточной Европы контролирует около 49% рынка рыбы всех видов данного региона (из 67 компаний, представленных на данном рынке).

    Восточная Европа: рейтинг компаний на рынке рыбы, 2004 г.

    Рейтинг

    Компания

    Рыночная доля

    1.

    Wilbo Seafood

    7.88%

    2.

    Orkla

    7.67%

    3.

    Barka

    3.96%

    4.

    Rieber

    3.12%

    5.

    Dorex

    2.77%

    6.

    Dalmor

    2.71%

    7.

    Odra

    2.21%

    8.

    Uniq

    1.97%

    9.

    Gryf Puck

    1.91%

    10.

    Gryf Szczecin

    1.84%

    11.

    Chlodnia Elk

    1.70%

    12.

    Seko

    1.54%

    13.

    Lehman Brothers

    1.54%

    14.

    C.R. Lodz

    1.42%

    15.

    Rybmorex

    1.40%

    16.

    JP Morgan

    1.38%

    17.

    Korab Ustka

    1.20%

    18.

    Kuter

    1.15%

    19.

    Vasmuza Rybena H.

    1.09%

    20.

    Stockmeyer

    1.02%

    Подводя итог, отметим, в 2004 году десятка восточноевропейских компаний обеспечивала почти 36% рынка всех видов рыбы рассматриваемых стран Восточной Европы.

    На рынке рыбы Восточной Европы прогнозируется в 2005-2009 гг. реальный среднегодовой рост объемов продаж в денежном выражении на уровне минус 0,08%.

    Перегляди: 0