Головна Украина: обзор рынка мяса КРС и свинины

    Украина: обзор рынка мяса КРС и свинины

    Украина в 2007 г. останется нетто-импортером красного мяса и продуктов его переработки, несмотря на некоторые успехи в отечественном свиноводстве и стабильное производство говядины. Импортеры будут стремиться удовлетворить растущий спрос украинских потребителей и предлагать свинину как альтернативу курятине. Из-за запрета России на экспорт мяса из Украины, Украина больше не будет пунктом для перевалки туш говядины из Южной Америки, предназначенных для России. Подписание между Украиной и США соглашения по поставкам свинины и говядины может открыть украинский рынок для американских экспортеров мяса в 2007 г.

    Существенные иностранные и отечественные инвестиции в свиноводство в Украине будут способствовать увеличению производственных мощностей и продуктивности отрасли в 2007 г., особенно крупных ферм. Производство в домашних хозяйствах останется значительным, но неэффективным. Ожидается некоторое уменьшение количества животных и продуктивности в хозяйствах населения. Импорт свинины прогнозируется довольно высоким (если не произойдет политических изменений), что обусловлено увеличением покупательской способности потребителей, медленным ростом отечественного производства и уменьшением импорта мяса птицы.

    Производство говядины, как в промышленном секторе, так и в домашних хозяйствах, останется неэффективным. Стабилизация производства говядины была достигнута за счет уменьшения количества голов КРС. В 2006 г. крупных инвестиций в отрасль отмечено не было, и не предвидится ни в краткосрочной, ни в среднесрочной перспективе. Украина больше не может экспортировать говядину в Россию, из-за запрета на ввоз в эту страну украинской животноводческой продукции. Однако, Украина останется нетто-импортером говядины. США и Украина подписали двухстороннее соглашение о поставках свинины и говядины, тем не менее, американская продукция все еще не может попасть на украинский рынок из-за нерешенных технических вопросов.

    Производство

    Свиньи

    Промышленное производство свинины продолжает привлекать иностранных и украинских инвесторов. Малые и средние международные компании инвестировали промышленное производство 10-40 тыс. голов. Международной сельскохозяйственной службе при Министерстве сельского хозяйства США в г. Киеве известно по меньшей мере о десятке проектов в Южной, Центральной и Западной Украине. Следует отметить, что показатели роста отрасли намного выше, чем показано в таблицах ниже, где крупные фермы и домашние хозяйства рассматриваются вместе. В первой половине 2006 г. производство в домашних хозяйствах сократилось на 0,2%, тогда как промышленное производство выросло на 23%. Инвестициям способствовали высокие цены на свинину. Несмотря на некоторое снижение цен на свинину в начале 2006 г., свинина в Украине по-прежнему дороже говядины. Так как цикл выращивания в свиноводстве намного короче, чем в производстве КРС, инвесторы охотнее инвестируют средства в производство свинины, имея возможность быстрее получить прибыль.

    Значительное увеличение импорта племенных свиней и поросят из Словакии и Дании для последующего откорма свидетельствует о серьезных изменениях в свиноводстве. Коммерческие компании предпочитают использовать линии разведения западно-европейской селекции. Наличие относительно дешевых зерновых кормов в 2006/07 МГ и рабочей силы в сельском хозяйстве Украины дает украинской отрасли значительные конкурентные преимущества. Низкие экологические требования в Украине способствуют получению производителями высоких прибылей. В 2006 г. свиноводство ощущало хорошую поддержку со стороны Министерства аграрной политики, но только некоторые инвестиционные проекты были внедрены в рамках хорошо разрекламированной кампании “Украинское производство свиней”.

    Украина: баланс свиней, 2005-07 гг., тыс. голов

    2005

    2006

    2007

    Офиц. данн. USDA [первонач.]

    Обновлен. оценка [нов.]

    Офиц. данн. USDA [первонач.]

    Обновлен. оценка [нов.]

    Офиц. данн. USDA [первонач.]

    Обновлен. оценка [нов.]

    Общее поголовье на начало сезона

    6461

    6466

    6480

    7052

    6550

    7970

    в т.ч. свиноматок

    510

    509

    520

    580

    0

    690

    Производство

    6120

    6865

    6240

    7250

    0

    8280

    Импорт

    0

    139

    0

    35

    0

    30

    Предложение

    12581

    13470

    12720

    14337

    6550

    16280

    Экспорт

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    Всего убой

    5301

    5852

    5370

    5747

    0

    6225

    Потери

    800

    566

    800

    620

    0

    725

    Поголовье на конец сезона

    6480

    7052

    6550

    7970

    0

    9330

    Всего дистрибуция

    12581

    13470

    12720

    14337

    0

    16280

    Украина: баланс свинины, 2005-07 гг., тыс. т (в убойном весе)

    2004

    2005

    2006

    Офиц. данн. USDA [первонач.]

    Обновлен. оценка [нов.]

    Офиц. данн. USDA [первонач.]

    Обновлен. оценка [нов.]

    Офиц. данн. USDA [первонач.]

    Обновлен. оценка [нов.]

    Запасы на начало

    22

    22

    22

    22

    22

    22

    Производства

    475

    493

    490

    485

    0

    530

    Импорт

    75

    52

    60

    45

    0

    45

    Предложение

    572

    567

    572

    552

    22

    597

    Экспорт

    6

    11

    10

    1

    0

    0

    Всего внутреннее потребление

    544

    534

    540

    529

    0

    575

    Запасы на конец

    22

    22

    22

    22

    0

    22

    Всего дистрибуция

    572

    567

    572

    552

    0

    597

    КРС

    Производство говядины в Украине зависит от ценовых колебаний на рынке молока. Мясоперерабатывающие предприятия используют животных молочного направления (иногда мясомолочного), которых забраковали предприятия молочной отрасли, или молодых телят (обычно бычков в возрасте 1-1,5 года). Запрет, наложенный Россией на импорт украинских продуктов животного происхождения, оказал существенное влияние на отечественную промышленность. Промышленные предприятия (и некоторые домашние хозяйства) начали забивать свой скот, так как не имели возможности продать молоко. Правительство Украины распространило на ранних стадиях запрета целый ряд заявлений о том, что такие действия несут угрозу для отрасли. Это помогло замедлить сокращение поголовья стада, но не остановило сам процесс. В 2007 г. ожидается сокращение численности КРС из-за низкой эффективности скотоводческих предприятий, а перспективы отмены российского запрета весьма туманны.

    Зарубежная сельскохозяйственная служба при Минсельхозе США отметила некоторые единичные инвестиции в украинский молочный сектор, но компании еще не готовы инвестировать в отрасль по производству говядины – основное внимание уделяют птицеводству и свиноводству из-за более высоких и быстрых доходов в этих отраслях. Низкие цены на скот также указывают на плохое состояние животноводства. С целью увеличения мясного и молочного поголовья, правительство Украины объявило о своем намерении оказать поддержку производителям, содержащим 15 и более коров. Выплаты должны были составить 1000 грн. ($198) на одну голову в год. Если это произойдет, программа смогла бы повлиять сохранение поголовья скота, но пока из бюджета никаких средств не выделялось.

    В 2007 г. основное производство свинины и говядины в Украине будет сосредоточено в домашних хозяйствах. В середине 2006 г. в домашних хозяйствах насчитывалось 64% всего поголовья скота и 62% свиней. Производство в домашних хозяйствах находится на очень примитивном уровне, мало внимания обращается на генетику животных, кормовой рацион и проблемы здоровья животных. В отличие от ситуации в промышленном секторе, производство говядины и свинины в хозяйствах населения будет неизменным. Промышленное производство говядины будет снижаться, в то время как производство свинины – увеличиваться.

    Украина: баланс КРС, 2005-07 гг., тыс. голов

    2005

    2006

    2007

    Офиц. данн. USDA [первонач.]

    Обновлен. оценка [нов.]

    Офиц. данн. USDA [первонач.]

    Обновлен. оценка [нов.]

    Офиц. данн. USDA [первонач.]

    Обновлен. оценка [нов.]

    Общее поголовье КРС на начало сезона:

    6992

    6992

    6712

    6704

    6510

    6570

    – молочное стадо

    3914

    3914

    3826

    3708

    0

    3670

    – мясное стадо

    58

    58

    54

    58

    0

    58

    Производство (телята)

    3019

    3098

    2910

    2980

    0

    2910

    Импорт

    1

    0

    1

    1

    0

    1

    Предложение

    10012

    10090

    9623

    9685

    6510

    9481

    Экспорт

    3

    2

    3

    1

    0

    1

    Всего убой

    3228

    3307

    3043

    3042

    0

    2908

    Потери

    69

    77

    67

    72

    0

    72

    Поголовье на конец сезона

    6712

    6704

    6510

    6570

    0

    6500

    Всего дистрибуция

    10012

    10090

    9623

    9685

    0

    9481

    Украина: баланс говядины и телятины, 2005-07 гг., тыс. т (в убойном весе)

    2005

    2006

    2007

    Офиц. данн. USDA [первонач.]

    Обновлен. оценка [нов.]

    Офиц. данн. USDA [первонач.]

    Обновлен. оценка [нов.]

    Офиц. данн. USDA [первонач.]

    Обновлен. оценка [нов.]

    Запасы на начало

    15

    15

    15

    15

    15

    15

    Производство

    532

    562

    500

    514

    0

    490

    Импорт

    25

    42

    35

    50

    0

    65

    Предложение

    572

    619

    550

    579

    15

    570

    Экспорт

    85

    62

    90

    1

    0

    1

    Всего внутреннее потребление

    472

    542

    445

    563

    0

    554

    Запасы на конец

    15

    15

    15

    15

    0

    15

    Всего дистрибуция

    572

    619

    550

    579

    0

    570

    Потребление

    Рост экономики Украины и чистого дохода потребителей являются основными факторами, способствующими увеличению потребления, которое наблюдалось в 2005-06 гг. Украинский рынок мяса остается чувствительным к ценовым изменениям, и в 2007 г. потребление в значительной мере будет зависеть от наличия дешевой продукции. Учитывая последние изменения в животноводстве, в 2007 г. потребление в большой степени будет зависеть от наличия импортной продукции.

    Широкомасштабный импорт высококачественной свинины и говядины в Украину в ближайшее время маловероятен из-за традиционных потребительских предпочтений. Украинские потребители предпочитают телятину и жирную свинину от особей весом 140-150 кг. Большинство украинцев не готовы платить высокую цену за говядину, полученную от мясного скота. Потребители также предпочитают свежее мясо, которое покупают на открытых рынках, и охлажденную говядину, которая продается в супермаркетах. В розничной торговле замороженного мяса нет в наличии.

    Импортная замороженная говядина и свинина (в основном разделанное мясо) в большей мере используется переработчиками для изготовления колбас, мясных консервов и копченого мяса. Потребление продуктов переработки мяса в Украине находится на подъеме и в 2007 г. ожидается его рост. Мясные полуфабрикаты (пельмени, котлеты и др.) также приобретают популярность среди потребителей с высоким уровнем доходов в малых и больших городах. Городской образ жизни и тенденция увеличения занятости населения изменили характер потребления в последние годы.

    Традиционно украинский пищевой рацион содержал больше говядины и свинины, чем мяса птицы. В 90-х годах большая часть потребителей переключилась на мясо птицы из-за снижения доходов. Тем не менее, с ростом доходов в 2003-06 гг. некоторые потребители старшего возраста перешли к более традиционным продуктам из красного мяса. В то же время, в 2007 г. потребители с низким доходом будут покупать мясо птицы, даже несмотря на некоторое его подорожание.

    Маркетинг

    Увеличившийся импорт красного мяса в предыдущие годы сформировал два различных рыночных сегмента в Украине. Отечественная охлажденная и свежая говядина и свинина обычно продаются в сети открытых торговых точек, мясных магазинов и супермаркетов. Импортная замороженная мясная продукция продается переработчикам мяса. По этой причине Украина импортирует в большей части дешевое и разделанное мясо.

    Украинские производители мяса не рекламируют и не продвигают свою продукцию на рынке (Зарубежной сельскохозяйственной службе Минсельхоза США известно об одном исключении, когда производитель ориентировался на потребителей с высоким уровнем доходов). Чтобы не подвергнуться гонениям со стороны правительства, перерабатывающие компании не рекламируют замороженные импортную продукцию, хотя часто занимаются продвижением своей конечной продукции. Низкие цены продолжают быть основным фактором продаж импортного красного мяса.

    Торговля

    Запрет России на импорт украинской продукции животного происхождения имел огромное негативное влияние на отечественное животноводство. Запрет был наложен на всю молочную продукцию и продукцию из красного мяса и мяса птицы, экспортируемую в Россию или перевозимую через украинскую территорию. Этот запрет начал действовать с 20 января 2006 г., хотя запрет на транзит красного мяса был введен в конце декабря 2005 г. Российское руководство ветеринарной службы заявило, что запрет был введен потому, что Украина не осуществляет должный ветеринарный контроль над экспортируемой продукцией (включая транзитную продукцию), а также из-за низкого качества молочной продукции.

    Результатом запрета стало резкое снижение цен на украинское сырое молоко и увеличение забоя КРС молочного направления. Запрет полностью изменил внутренний рынок мяса – Украина стала импортером и практически перестала экспортировать мясо. Украинские компании, которые импортировали мясо, а потом переправляли его в Россию в рамках соглашения о свободной торговле, прекратили свою деятельность.

    Несущественное уменьшение ввозных пошлин в августе 2005 г. позитивно повлияло на импорт красного мяса. Импорт красного мяса продолжает расти, несмотря на многочисленные попытки Минагрополитики Украины ограничить внешнюю торговлю. Ввиду понижения пошлины на импорт живых свиней на 5%, многие украинские заготовители мяса начали импортировать живых животных, чтобы не платить высокие пошлины на свинину. Правительство ответило на это принятием ветеринарных мер, направленных на прекращение импорта из Польши. Эти действия не повлияли на импорт селекционных свиней из Дании. Импорт живых свиней на убой резко упал в феврале 2006 г. Прогноз на 2007 г. не предвещает возобновления импорта.

    В прошлом руководство украинской ветеринарной службы настаивало на том, чтобы импортируемая свинина и говядина поставлялась только в тушах, хотя последние тенденции свидетельствуют о том, что это требование строго не соблюдается. Другим важным обстоятельством импорта туш и половинок туш было такое же требование на импорт и в России. Некоторые импортируемые туши были реэкспортированы как украинская продукция. С введением российского запрета на импорт в январе 2006г. спрос на импортные говяжьи туши и половинки туши исчез. Импорт говядины и свинины без костей в 2006 г. увеличивается, данная тенденция сохранится и в 2007 г.

    Вступление Украины в ВТО приведет к значительному уменьшению тарифов и упрощению требований к импорту красного мяса. Несмотря на многочисленные заявления о намерении Украины вступить в ВТО как можно скорее, многие члены нового правительства не поддерживают эту идею, поэтому сроки вступления в ВТО остаются под вопросом. В марте 2006 г. США и Украина подписали двухстороннее соглашение относительно поставок говядины и свинины из США, однако официально продукция еще не импортируется из-за некоторых разногласий. Зарубежная сельскохозяйственная служба при Минсельхозе США и торговое представительство продолжают сотрудничать с правительством Украины (а именно, украинской ветеринарной службой), пытаясь открыть рынок для американской продукции.

    С октября 2004 г. экспорт всех видов красного мяса остается предметом лицензирования, хотя значительное уменьшение украинского экспорта мяса сделал механизм регулирования торговли излишним.

    Украина: экспорт КРС, 2004-05 гг.

    2004 г.

    2005 г.

    Страна

    голов

    Страна

    голов

    Иордания

    2904

    Ливан

    1771

    Ливан

    1683

    Сирия

    795

    Другие

    727

    0

    Всего

    6109

    1771

    Источник: Госкомстат Украины

    Украина: импорт говядины, 2004-05 гг.

    2004 г.

    2005 г.

    Страна

    тыс. т

    Страна

    тыс. т

    США

    1,2

    США

    0,0

    Бразилия

    0,5

    Бразилия

    18,9

    Аргентина

    1,2

    Аргентина

    5,7

    Грузия

    0,0

    Грузия

    4,7

    Австралия

    0,2

    Австралия

    0,5

    Венгрия

    0,5

    Венгрия

    0,4

    Россия

    0,0

    Россия

    0,1

    Другие

    0,0

    0,6

    Всего

    3,6

    30,9

    Источник: Госкомстат Украины

    Украина: импорт свинины, 2004-05 гг.

    2004 г.

    2005 г.

    Страна

    тыс. т

    Страна

    тыс. т

    США

    4

    США

    0

    Бразилия

    16

    Бразилия

    23

    Польша

    12

    Польша

    5

    Беларусь

    0

    Беларусь

    1

    Китай

    2

    Китай

    9

    Другие

    3

    2

    Всего

    37

    40

    Источник: Госкомстат Украины

    Украина: экспорт свинины, 2004-05 гг.

    2004 г.

    2005 г.

    Страна

    тыс. т

    Страна

    тыс. т

    Россия

    9

    Россия

    8

    Другие

    2

    0

    Всего

    11

    8

    Источник: Госкомстат Украины

    Политика

    Российский запрет на импорт

    Целью регуляторной политики украинского правительства в 2006 г. была борьба с нелегальным импортом красного мяса и ограничение легального импорта мяса. Действия правительства были направлены на недопущение импорта путем использования ветеринарных мер и на сохранение минимального уровня доходов отечественных сельхозпроизводителей. Несмотря на формирование нового правительства в начале августа 2006 г., существенных изменений в аграрной политике Украины в 2007 г. не ожидается.

    Значительные усилия правительства, направленные на пресечение ввоза контрабандного мяса и мясной продукции, объяснялись заявлениями российской ветеринарной службой (Россельхознадзора) о неконтролируемой перевозке нелегального мяса в Россию через Украину и частично действиями внутренних производителей, которые хотели устранить иностранную конкуренцию. Был значительно усилен ветеринарный и пограничный контроль и проведена антикоррупционная кампания Государственной таможенной службой Украины. Кампания имела ограниченный успех и была проигнорирована российскими ветеринарами. Российский запрет на импорт мяса так и не был отменен. Некоторые аналитики считают, что запрет имел политические основания и был принят под давлением аграрного лобби в России.

    Под влиянием эффективных мер, принятых российскими ветеринарами для прекращения торговли, правительство Украины приняло решение ввести схожие запреты на импорт мяса из Польши, Беларуси и Молдовы. Позднее был разрешен ограниченный импорт из Беларуси, в то время как польские и молдавские поставщики продолжают нести значительные убытки. Отдельный запрет был введен и на импорт живых свиней из Польши. Многочисленные встречи представителей Украины и Польши не привели к решению проблемы.

    Ценовой контроль и бюджетная поддержка

    Намереваясь преломить тенденцию сокращения поголовья скота, правительство Украины приняло некоторые меры по ценовому контролю. Введение минимальных цен на молоко в июне 2006 г. вызвало сопротивление со стороны производителей молочной продукции. Из-за отсутствия эффективного контроля за соблюдением норм, правительственная политика полностью игнорируется представителями отрасли. Согласно прогнозам, заявление правительства об установлении минимальных заготовительных цен на мясо в 2007 г. также не приведет к каким-либо позитивным результатам. Правительство Украины намерено заставить скотобойни платить 8,77 грн. за килограмм мяса КРС в живом весе и 9,46 грн. – за килограмм свинины. Так как эти цены, в большинстве случаев, выше уровня рыночных цен, промышленность, вероятнее всего, проигнорирует их или уйдет в теневую экономику.

    Правительство Украины внедряло программы поддержки производителей в 2006 г. и предлагало новые на 2007 г. В 2006 г. прямые выплаты для скотобоен составляли 1,30 грн. за килограмм КРС и 1,05 грн. за килограмм свиней. Чтобы предотвратить забой молодых животных, было введено ограничение минимального веса. Для отраслевых ферм минимальный вес животных мясных пород на бойне 390 кг, свиней – 95-130 кг. Правительство было обеспокоено тем, что программы поддержки могут привести к “поощрению забоя”, поэтому были предложены новые программы – прямые выплаты производятся за одну голову. Государственная поддержка в 2007 г. может колебаться в пределах от 1000 грн. ($198) до 2500 грн. ($495) за голову молочной коровы и 600 грн. ($119) за голову коровы мясного направления. Такой фонд аграрной поддержки предусматривает увеличение финансирования на 194%. Маловероятно, что эти меры будут одобрены Парламентом в такой форме, но даже более скромные предложения смогут увеличить как производство говядины и свинины, так и количество животных в стране.

    Другие меры

    В феврале 2006 г. Министерство аграрной политики пыталось добиться принятия нового закона “О мясе и мясопродуктах”. Закон предусматривал такие противоречивые меры, как контроль цен на мясо и мясную продукцию, минимальные торговые ограничения, регулирование использования добавок в мясных продуктах, упаковка и техническое обеспечение. Закон был принят Парламентом, но позже отклонен Президентом – после того как производители мяса и аграрные лоббистские группы раскритиковали меры, предложенные в законе.

    В 2003 г. Минагрополитики начало кампанию идентификации животных, с помощью которой предполагалось охватить всех живых животных к 2006 г. Хотя программа имела успех у крупных производителей, в домашних хозяйствах она не выполняется из-за нехватки финансовых средств. Действующая с 1 июля 2006 г. программа требует, чтобы ни один забой и ни одна операция по заготовке молока не имели место без подтверждения регистрации и ветеринарной карты. Государственная программа не распространяется на незарегистрированных животных. Большинство украинского поголовья скота на крупных фермах было зарегистрировано, но идентификация в частных домашних хозяйствах остается под вопросом.

    Правительственные заготовительные программы в 2006 г. были неэффективными и не оказали существенного влияния на рынок. Госкомрезерв не смог закупить достаточное количество говядины и свинины. В 2007 г. правительство Украины, вероятно, будет стараться и дальше влиять на рынок через Госкомрезерв, хотя, маловероятно, что желаемый эффект буде достигнут.

    По материалам Минсельхоза США (USDA)

    Перегляди: 0