Головна Украинский сахар на фоне благ мировой экономики

    Украинский сахар на фоне благ мировой экономики

    “Национальная ассоциация “Укрцукор” просит Верховную Раду Украины не поддерживать законопроекты “О внесении изменений в Закон Украины “О государственном регулировании производства и реализации сахара” и “Об установлении тарифной квоты на ввоз в Украину сахара-сырца из тростника”, который готовится к внесению в ВР, т.к. они разработаны без предварительной научно-экспертной оценки их последствий для отечественной свеклосахарной отрасли и экономики Украины в целом. Об этом компании “ПроАгро” стало известно из письма НАСУ “Укрцукор” в Верховную Раду Украины о позиции отечественных сахаропроизводителей относительно представленных на рассмотрение некоторых законопроектов.

    В своем обращении НАСУ “Укрцукор” отмечает, что указанные законопроекты разработаны и предоставлены в Верховную Раду Украины вопреки позиции отечественных товаропроизводителей. Сахаропроизводители Украины принципиально не поддерживают данные законопроекты, т. к. считают, что их принятие станет губительным для украинской экономики, сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности, а также социального развития сельских регионов.

    Законопроекты противоречат постановлению ВР Украины от 03.03.2005 г. #2465-IV “О рекомендациях парламентских слушаний “О законодательном обеспечении развития свеклосахарного комплекса в Украине и мероприятиях по его улучшению”. Стоит отметить, что аналогичные законопроекты рассматривались Верховной Радой в 2003-2005 гг. и были отклонены.

    Как отмечается, на сегодняшний день основы государственной политики, определенные Законом “О государственном регулировании производства и реализации сахара”, полностью соответствуют потребностям свеклосахарной отрасли.

    Также благодаря действующему закону и другим нормативным актам, направленным на поддержку и защиту отечественных товаропроизводителей, Украина последние три года обеспечивает свои потребности сахаром собственного производства. Усилия Верховной Рады и принятые меры по недопущению ввоза сахара-сырца и сахаросодержащих продуктов обеспечили заинтересованность товаропроизводителей в выращивании сахарной свеклы, восстановлении экспортного потенциала страны.

    В то же время, предложенными изменениями в Закон “О государственном регулировании производства и реализации сахара” предполагается изъятие из механизма регулирования рынка сахара квот В и С, а также отмена п. 11 ст. 3 обязательного вывоза сахара, произведенного из тростникового сахара-сырца за пределы Украины, как положения, сдерживающего развитие конкуренции на внутреннем рынке и создающего производственные и торговые ограничения.

    По мнению НАСУ “Укрцукор”, предложенные изменения, наоборот, подорвут отечественную свеклосахарную отрасль, т. к. спровоцируют неопределенность, ограничат перспективы развития хозяйств и предприятий, формирование экспортных ресурсов сахара и обеспечение межправительственных соглашений по его поставкам.

    Кроме того, отмена п. 11 ст. 3, как и установление тарифной квоты на ввоз сахара-сырца из тростника, открывает внутренний рынок для импорта сахарного сырья, что приведет к уменьшению объемов отечественного производства, замещению его импортом, разрушению отечественной свеклосахарной отрасли, зависимости от импорта сахара-сырца и т.д.

    НАСУ “Укрцукор” напоминает, что квоты В и С в прошлые года не применялись, поскольку отечественная свеклосахарная отрасль находилась в кризисном состоянии из-за спада производства, связанного, в первую очередь, с необоснованным ввозом в Украину сахара-сырца из тростника.

    Сегодня отрасль успешно преодолевает последствия кризисной ситуации, в которой оказалась из-за непродуманной экономической политики государства, объемы производства сахара превышают объемы внутреннего потребления, имеются реальные договоренности с Российской Федерацией о возможности возвращения украинского сахара на российский рынок. Внесение указанных изменений сделает невозможным реализацию настоящих договоренностей, которые сейчас обрабатываются в соответствующих министерствах Украины и Российской Федерации, подчеркивает НАСУ “Укрцукор”.

    Кроме того, экономически неоправданно ставить вопрос о ввозе сахара-сырца в Украину, в то время как отечественные мощности по производству сахара вдвое превышают потребности внутреннего рынка и появилась проблема перепроизводства отечественного свекловичного сахара.

    В случае ввоза сахара-сырца из тростника необходимо политически определиться с вопросом дальнейшего существования отечественной свеклосахарной отрасли, с принятием государственной программы перепрофилирования предприятий, предусмотреть расходы из государственного бюджета на ее финансирование, а также на компенсацию утраченных прибылей хозяйствам, фермерам и производителям сахара.” (ПроАгро-Новости, 18.10.2006)

    Накануне рассмотрения Верховной Радой пакета законопроектов, принятие которых необходимо для завершения процесса вступления Украины во Всемирную торговую организацию, Национальная ассоциация “Укрцукор” обратилась с письмом, которое фактически можно расценить как настроение вообще отказаться от вступления в ВТО ради благ одной только сахарной отрасли страны. Аргументы, выдвигаемые ассоциацией “Укрцукор”, как и у всех лоббистов интересов своих отраслей, “убийственны” и сводятся фактически к одному: потенциальная угроза гибели отрасли.

    Начнем с того, что ссылки сахарозаводчиков на нормативные акты не выдерживают никакой критики. Например, “Законопроекты противоречат постановлению ВР Украины от 03.03.2005 г. #2465-IV “О рекомендациях парламентских слушаний “О законодательном обеспечении развития свеклосахарного комплекса в Украине и мероприятиях по его улучшению”. Стоит отметить, что аналогичные законопроекты рассматривались Верховной Радой в 2003-2005 гг. и были отклонены”.

    С каких это пор постановления Верховной Рады имеют большую юридическую силу, чем законы? Тем более, что в данном постановлении речь шла всего лишь о рекомендациях. И тот факт, что какой-то законопроект был Верховной Радой уже отклонен, совсем не означает, что он отклонен окончательно и не может быть рассмотрен еще раз.

    Сахарозаводчики утверждают, что “на сегодняшний день основы государственной политики, определенные Законом “О государственном регулировании производства и реализации сахара”, полностью соответствуют потребностям свеклосахарной отрасли”.

    Здесь также не все так просто. Закон “О государственном регулировании производства и реализации сахара” был списан с директив ЕС относительно “сахарного режима”, однако без учета необходимости предоставления соответствующих ГОСУДАРСТВЕННЫХ субсидий. Представители ассоциации “Укрцукор” любят ссылаться на европейский опыт, однако в последнее время избегают упоминаний о широкомасштабной реформе “сахарного режима” ЕС, в результате которого открывается широкомасштабный доступ импортного сахара-сырца на европейский рынок.

    Ссылка на рост производства сахара в предыдущие годы благодаря действующему закону и нормативным актам явно некорректна. Например, увеличение объемов производства сахарной свеклы в нынешнем году вызвано стремительным подорожанием сахара на мировом рынке в 2005 году, а отнюдь не действием закона. Более того, сахарная отрасль не смогла в 2005 году предотвратить стремительный рост цен сахара на внутреннем рынке. И только решительные действия правительства Юлии Тимошенко (пусть и весьма спорные в плане их законности) помогли избежать серьезного социального напряжения.

    Аргументы ассоциации “Укрцукор” носят довольно эмоциональный характер, призванный доказать народным избранникам, что в сахарной отрасли Украины и так все в порядке. Например, зачем ввозить сахар-сырец, если существующие производственные мощности вдвое превышают потребности внутреннего рынка в сахаре? Однако, это трагедия всей украинской пищевой промышленности, которая создавалась в годы СССР для “удовлетворения растущего спроса советского народа”. Именно наличие избыточных производственных мощностей приводит к их неэффективному использованию в силу высоких переменных затрат из-за незагруженности этих мощностей. И вопрос их сохранения мог бы реально ставиться при наличии весьма серьезных гарантий сбыта украинского сахара на внешних рынках. Однако ввиду несоответствия качества и цены украинского сахара мировым стандартам и спросу, единственным потенциальным рынком его сбыта являются страны СНГ, в первую очередь, Россия.

    Да, Российская Федерация заявила о своем желании пересмотреть в будущем вопросы торговли сахаром с Украиной, что ассоциация “Укрцукор” подает, как “реальные договоренности с Российской Федерацией о возможности возвращения украинского сахара на российский рынок”. Однако, эти “реальные договоренности”, на самом деле, являются еще более виртуальными, чем “реальные” договоренности о возобновлении поставок в Россию животноводческой продукции. Да и Россия – настоящий хозяин своего слова: захотел – дал, захотел – взял назад. Политика, направленная на полную зависимость отрасли от единственного внешнего потребителя, является весьма опасной и недальновидной. На деле вопрос об увеличении экспортного потенциала должен решаться в ключе снижения себестоимости украинского сахара и повышения его качественных показателей, а также о диверсификации внешних рынков сбыта. А в данном контексте фактически вопрос ставится таким образом: Россия вместо ВТО. Или, в конце концов, украинской сахарной отрасли вообще не требуются внешние рынки сбыта, и она останется неразвитой и замкнутой в самой себе еще долго?

    Настроенность ассоциации “Укрцукор” против квот на импорт сахара-сырца понятна. Однако, кто-то в отрасли думал перспективно тогда, когда производство сахара в стране было на уровне 1,4-1,6 млн. тонн, и единственным средством покрытия дефицита предложения сахара на внутреннем рынке был именно импорт сахара? Почему тогда заводы ассоциации “Укрцукор” не покрыли дефицит сахара своими избыточными производственными мощностями?

    Аргументом является “непродуманная экономическая политика государства”. А когда именно она была продуманной? Тем более, не сейчас. И, отказываясь от мирового опыта в области реформирования экономики, мы еще дольше откладываем реформы во многих отраслях экономики, не только в сахарной отрасли.

    Вопрос реформирования сахарной отрасли связан, прежде всего, с социальными проблемами. Однако, фактически ими никто не хочет заниматься. Но именно социальная поддержка бывших работников сахарных заводов должна лечь в основу законодательного реформирования отрасли. Безусловно, жаль людей, которые потеряют работу вследствие закрытия сахарных заводов после вступления Украины в ВТО. Но процесс этот необратимый – речь может идти только о сроках вступления. Процесс вступления Украины во Всемирную торговую организацию идет уже почти 14 лет, и у ассоциации “Укрцукор” было более чем достаточно времени для разработки перспективной стратегии реформирования отрасли. Но сейчас фактически интересы одной отрасли поставлены выше интересов всей экономики страны.

    Перегляди: 0