С началом осени тенденция сокращения импортных поставок солода в Украину значительно усугубилась. Если в августе в нашу страну было поставлено 8,5 тыс. т данной продукции, то уже в сентябре показатель импорта сократился более чем в два раза и составил 3,8 тыс. т.
Напомним, что, начиная с февраля 2003 года, внешние закупки данной продукции демонстрировали исключительно динамику роста, вследствие чего уже в июле месячный объем закупленного солода составил более 12,0 тыс. т. Этот показатель оказался наиболее значительным как в текущем сезоне, так и по сравнению с предыдущими периодами.
Для сравнения: в прошлом году пик внешних закупок солода пришелся на август, тогда за месяц было импортировано около 8,6 тыс. т данной продукции. В этом же сезоне рост импортных поставок происходил параллельно с сокращением внутреннего производства солода, что связывалось с дефицитом сырья и его дороговизной. Росту внешних закупок также способствовал сезонный фактор увеличения производства и потребления пива в летние месяцы, а осенью, когда внутреннее потребление пива стало снижаться, стал снижаться и импорт солода.
Всего же за 9 месяцев текущего года в Украину поставлено 43,0 тыс. т солода. В прошлом году за аналогичный период импортные отгрузки данной продукции составляли около 37,0 тыс. т.
Итак, всего в сентябре в Украину поставлено 3,8 тыс. т солода на общую сумму $551,80 тыс. Для сравнения: в августе в страну было ввезено 8,5 тыс. т продукта общей стоимостью $1,00 млн., а в июле данные показатели составляли 12,1 тыс. т и $1,62 млн., соответственно.
Справка: по данным Госпрода, внутреннее производство солода в Украине в первом осеннем месяце 2003 года составило 11,5 тыс. т, что на 2,0 тыс. т больше по сравнению с августом 2003 г. Факт увеличения производства солода связан с сезонным увеличением предложения пивоваренного ячменя. Рост внутреннего производства солода также негативно сказался на объемах импорта в сентябре.
В сентябре средняя цена на импортированный продукт составила $146,96 (в августе – $118,66 , в июле -$134,08/т, а в июне – $141,45/т) DAF граница с Украиной. Таким образом, средняя таможенная стоимость иностранного солода в сентябре резко возросла (на $28,30/т), причиной чему было значительное увеличение доли более дорогого солода в общем объеме импорта этого продукта.
Украина: импорт солода по основным странам-продавцам, 09/2003 г. |
|||
Страна |
Объем, т |
Объем, % |
Цена, $/т |
Всего: |
3,8 |
100,0% |
146,96 |
Австрия |
1,5 |
40,7% |
168,13 |
Словакия |
1,5 |
39,9% |
100,06 |
Франция |
0,5 |
13,9% |
160,00 |
Россия |
0,1 |
3,9% |
253,23 |
Германия |
0,0 |
1,1% |
335,75 |
Финляндия |
0,0 |
0,5% |
537,32 |
Наиболее крупными поставщиками солода на украинский рынок в анализируемом периоде стали Австрия и Словакия, которые общими усилиями отгрузили в нашу страну более 80,0% от всего объема импортных поставок данной продукции за месяц. Абсолютные показатели обеих стран приблизительно равны 1,5 тыс. т. При этом продукция, поставляемая из этих стран, имела значительную разницу в цене: если тонна австрийского солода обходилась отечественным покупателям по $168,13/т, то в то же время импортная стоимость словацкого продукта составляла $100,06/т.
Напомним, что в предыдущем месяце лидером поставок солода в Украину была также Словакия, отгрузившая 5,7 тыс. т продукции по средней цене $101,36/т. Примечательно, что этой стране удается уже который месяц удерживаться в верхней части рейтинга поставщиков солода в нашу страну. Напомним, что и в июле-месяце из Словакии было завезено 5,7 тыс. т данной продукции по цене $101,58/т.
Замкнула тройку основных импортеров солода в Украину в первом осеннем месяце Франция, поставки из которой отмечены на уровне 0,5 тыс. т, или 13,9% от общего объема внешних закупок в анализируемом периоде. Стоимость данного товара отмечалась на уровне выше среднего и составляла $160,00/т.
Другим же странам в сентябре удалось поставить в Украину значительно меньшие объемы солода. Так, Россией, по итогам месяца, было поставлено около 0,1 тыс. т, или 3,9%. Цена товара, при этом, составляла – $253,23/т.
Из остальных стран (Германия, Финляндия) в Украину поступали объемы, не превышающие 100 тонн. В случае с данными странами речь идет о наиболее дорогом товаре, поскольку его цена в некоторых случаях превышала $500,00/т.
“ПроАгро”: рейтинг украинских импортеров солода, 09/2003 г. |
|
Категория* |
|
“Брауер” |
III |
“Металопрокат” |
II |
“Агрофирма “Анастасия Плюс” |
I |
“Ротор”, Г. Днепропетровск |
I |
“Юнитек”, Г. Киев |
I |
“Химинвест”, Г. Киев |
I |
Пивокомбинат “Славутич” |
I |
Наиболее крупными отечественными импортерами солода уже несколько месяцев подряд остаются компании “Брауер” и “Металлопрокат”. Первая из них за сентябрь 2003 года импортировала около 2,5 тыс. т данного товара из Австрии, Словакии и Франции, а вторая – произвела закупки 1,0 тыс. т продукции словацкого производства.
Остальными компаниями отгружались значительно меньшие партии солода, не превышающие уровня 70,0 тонн.
“ПроАгро”: рейтинг зарубежных поставщиков солода, 09/2003 г. |
Shenton Handelsges m.b.H., Австрия |
Gratius LLC, США |
ТД “Брянское пиво”, Россия |
H. M. Gauger BVBA, Бельгия |
Viking Malt Oy, Финляндия |
Среди иностранных партнеров украинских предприятий-импортеров солода можно выделить два основных оператора, которые занимались ввозом в Украину данной продукции – австрийский Shenton Handelsges m.b.H. (2,5 тыс. т) и американский Gratius Llc (около 1,0 тыс. т). Объемы поставок остальных компаний, представленных в рейтинге, в анализируемом периоде были на более низком уровне.
Что касается дальнейшего развития ситуации на импортном рынке солода, то, по нашим прогнозам, активность внешних закупок данной продукции будет в дальнейшем демонстрировать негативную динамику, правда, темпы сокращения импорта будут несколько ниже сентябрьских. Причиной этому служит сезонное снижение производства и потребления пива. А кроме этого, не исключено, что, как и в сентябре, более активно будет поступать на рынок отечественный солод из ячменя нового урожая.
*Примечание:
Рейтинговые категории соответственно оценочным объемам поставок, тыс. т: |
||||
I |
II |
III |
IV |
V |
< 0,5 |
0,5-1,0 |
1,0-3,0 |
3,0-5,0 |
> 5,0 |
Рейтинги составлены на основе опроса коммерческих структур. Положение компаний в рейтингах отражает исключительно мнение компании “ПроАгро” и/или наших респондентов. Мы не предоставляем контактные координаты компаний. Приносим извинения за возможные неточности в написании названий компаний.