Головна Новини Світові ринки Казахстан: по состоянию на 5 сентября 2011 г. урожай зерна убран на...

Казахстан: по состоянию на 5 сентября 2011 г. урожай зерна убран на 26% площадей

По информации Минсельхоза Казахстана, по состоянию на 5 сентября 2011 г. в стране были убраны 6,02 млн. т зерна с 4,2 млн. га, что составляет 26% прогнозируемых уборочных площадей. Средняя урожайность составила 1,43 т/га.

Годом ранее на эту же дату было убрано 8,38 млн. т зерна с 10,17 млн. га. Средняя урожайность была равна 0,82 т/га.

По прогнозу Министерства, в 2011/12 МГ урожай зерна составит в Казахстане 18,9 млн. т против 12,2 млн. т в предыдущем сезоне. Экспорт возрастет до 10 млн. т (5,9 млн. т).

Как сообщала компания “ПроАгро”, аналитики Зарубежной сельскохозяйственной службы Минсельхоза США прогнозируют, что в 2011/12 МГ Казахстан увеличит экспорт зерна в связи с повышением его предложения. Поставки возрастут в сравнении с предыдущим сезоном на 45,6% до 8,3 млн. т. При этом экспорт пшеницы и пшеничной муки увеличится на 5,6% до 5,7 млн. т.

Казахстан является наибольшим в мире экспортером муки. Свою продукцию он поставляет в основном в Центральную Азию. В новом сезоне ожидается увеличение конкуренции со стороны России в связи с хорошим урожаем в этой стране. В долгосрочной перспективе экспорт муки из Казахстана может сократиться, поскольку некоторые центрально-азиатские государства наращивают переработку.

Казахстан имеет лишь ограниченный доступ к морю, что затрудняет выход на внешние рынки. Страна имеет лишь 1 порт – Актау на Каспийском море. Это небольшой порта, он используется для поставки зерна преимущественно в Азербайджан и Иран.

Казахские поставщики в значительной мере зависят от российских и украинских портов. При этом поставка через эти порты является проблематичной в связи с высокой стоимости транспортировки. Так, стоимость доставки казахстанского зерна в российский порт Новороссийск составляет около $150/т, в украинские порты – приблизительно $160/т. Иногда стоимость транспортировки даже превышает стоимость самого зерна.

В связи с вышеперечисленными трудностями, казахстанские экспортеры увеличили инвестиции в портовую инфраструктуру прибалтийских стран. На текущий момент стоимость перевозки казахстанского зерна в балтийские порты ниже стоимости доставки на черноморское побережье.

Ранее многие казахстанские поставщики выражали надежду на то, что Китай существенно увеличит закупку казахстанского зерна. Экспорт действительно начался: в 2009/10 МГ Казахстан поставил в эту страну 16 тыс. т пшеницы, в 2010/11 МГ – 31 тыс. т. Однако поставки являются ограниченными по ряду причин. Так, перевозке мешают разная ширина железнодорожной колеи в этих двух государствах и нежелание казахских властей отправлять железнодорожные составы в Китай в связи с их нехваткой в Казахстане. Кроме того, одним из требований Китая является поставка зерна в мешках, при том что Казахстан транспортирует продукцию преимущественно насыпью, и погрузка продукции в мешки занимает много вмени, что мешает развитию торговли.

В то же время, нехватка в 2011/12 МГ на мировом рынке пшеницы с высоким содержанием белка ввиду ее низкого предложения со стороны Канады, США и ЕС будет способствовать увеличению спроса на казахстанское яровое зерно (около 96% выращиваемой в Казахстане пшеницы является яровой).

На текущий момент цены на казахстанскую пшеницу существенно выше мировых, однако в связи с приближением большого урожая в ближайшие месяцы они значительно уменьшатся.

Перегляди: 0