Головна Зерновые. Обзор рынка Украины

    Зерновые. Обзор рынка Украины

    31

    Продовольственные и фуражные зерновые

    Несмотря на предыдущее снижение экспортной закупочной активности и увеличившуюся реализацию зерновых товаропроизводителями, прошедшая неделя не показала сколь либо заметных изменений ни на внутреннем, ни на экспортном рынках украинских зерновых, как продовольственных, так и фуражных.

    С одной стороны, сказывалось предпраздничное замедление активности и большие объемы зерновых, накопленные на внутреннем рынке и предназначенные для экспорта. В условиях неопределенной ситуации с судьбой экспорта фуражных зерновых после введения ЕС нового импортного режима трейдеры пока воздерживаются от новых закупок фуражных зерновых, предпочитая сосредоточиться на выполнении заключенных контрактов или работая с продовольственным зерном. Фактически, стабильность цен обуславливается уравновешиванием спроса со стороны внутренних потребителей и экспортеров и выросшим предложением, а также конкуренцией со стороны российских продавцов.

    С другой стороны, многие не верят, что экспорт в ЕС вот так возьмет и остановится после Нового года – несмотря на предыдущие активные отгрузки в этом направлении и мнение о насыщении этого рынка импортированной пшеницей, спрос в ЕС на черноморскую пшеницу остается высоким, кроме того, Украина грузила в ЕС и при более высоких ввозных пошлинах, правда, не в таких количествах. Поэтому стоит просто подождать развития событий после Нового года.

    Даже если ЕС и выделит Украине персональную квоту (определенные предпосылки к чему уже есть, однако, опасность таится в том, что “персональная” квота может быть меньше тех потенциальных возможностей, которые Украина имела бы в рамках “общей” квоты в 2,4 млн. т, и ее нельзя будет воспринимать как победу. Якобы для России может быть выделена “персональная” гарантированная квота в 560 тыс. т, значит, для Украины – меньше?), в ее рамках все равно будет действовать пошлина EUR 12/т, а значит, в цене придется “подвинуться”. Подвигаться придется не только украинским экспортным ценам, но европейским импортным, причем последнее более реально. ЕС придется конкурировать по закупкам украинского зерна с другими странами мира, которые сейчас не менее активно, чем ЕС покупают украинскую пшеницу. Если эти страны устраивают нынешние украинские экспортные цены, то почему персонально для ЕС они должны понижаться? Кроме того, любое ограничение импорта приведет к росту внутренних европейских цен на фуражные зерновые, а значит, вырастут и импортные цены в ЕС. Скорее всего, издержки от необходимости платить пошлину будут разделены между украинскими продавцами и европейскими покупателями, и пока не понятно, в какой пропорции. Нынешние попытки европейцев переложить необходимость платить пошлину на украинских экспортеров путем снижения закупочных цен пока успехом не увенчиваются – рынок просто перестал работать.

    Итак, дополнительно стабильность экспортных цен обуславливается неактивностью рынка как таковой, как ввиду предновогоднего периода, так и ввиду неясной ситуации с импортом в ЕС. Сказывается и напряженная обстановка на фрахтовом рынке, когда перегруженность портов и нехватка свободных судов заставляют многих покупателей быть осторожными и ставить выполнение ряда предложений о поставках из стран Черного моря под сомнение. Цены сейчас также нельзя представительскими: январские поставки фуражной пшеницы в ЕС сейчас предлагаются по цене ниже $100/т C&F, в то же время предложения на покупку на C&F Алжир по $111/т не находят продавцов…

    С 1 января ЕС вводит новую систему импорта зерновых. Это означает, что все суда, которые прибудут в европейские порты после 24-00 31 декабря (реально – до обеда, т. к. предпраздничный день), должны иметь лицензии выданные по новой системе, т. к. старые лицензии с этого периода становятся недействительными. Фактически, мало кто из зерновиков уже сейчас решается грузить новые партии в Европу. Однако, выдача новых лицензий начнется лишь 6-го января, т. е. новые лицензии начнут действовать лишь с 10 января – вот первый “мертвый” период.

    Когда начнется выдача новых лицензий, первое время максимальный их объем будет 6-7 тыс. т на поставки в январе-марте (т. к. выдача происходит поквартально, т. е. 4 траншами, примерно по 200 тыс. т в месяц), однако, как прогнозируется, и с такими объемами лицензий их выдача очень быстро закончится. Только крупные европейские торговые дома с преимущественными поставками в Италию и Испанию смогут себе позволить сразу заплатить большие суммы в виде импортных пошлин, что значительно ограничит получение лицензий более мелкими трейдерами.

    Новые лицензии не могут быть переданы другой стороне, а выкупить большой объем лицензий смогут себе позволить только крупные компании, поэтому мелким импортерам или непосредственным потребителям без лицензий придется еще с корабля продать крупным трейдерам свою импортированную пшеницу (как правило, купленную за доллары), а затем выкупить ее уже на внутреннем рынке с учетом уплаченной пошлины и потерей на курсовой разнице (?). Прогнозируется, что это существенно ограничит круг действующих импортеров черноморской пшеницы в ЕС и позволит им диктовать цены на внутреннем рынке ЕС.

    Европейцы считают, что необходимость уплаты пошлины в EUR 12/т может быть воспринята европейским зерновым рынком в целом вполне лояльно, и через какое-то время бизнес продолжится в нормальном темпе, по крайней мере, до конца 2002/03 МГ. Однако, соответственно, изменится и внутренняя и импортная цена на фуражную пшеницу в ЕС.

    Сравнение цен на зерновые из стран Черного моря с конкурирующими предложениями

    Фуражная пшеница

     

    FOB

    C&F

     

    Россия

    Украина

    Великобритания

    Испания

    Италия

    Греция

    Израиль

     

    3-5 тыс. т

    5 тыс. т

    15-25 тыс. т

    50 тыс. т

    5 тыс. т

    25 тыс. т

           

    Янв

    65.00

    80.00

    85.00

    90.00

    96.19

    101.19

    102.00

    95-98

    90-92

    95-98

    Фев

    65.00

    80.00

    85.00

    90.00

    97.60

    102.60

    100.00

    95-98

    90-92

    95-98

    Мар

    65.00

    80.00

    85.00

    90.00

    97.60

    102.60

    101.00

    95-98

    90-92

    95-98

    Мукомольная пшеница

     

    FOB

    C&F

     

    Россия

    Казахстан (Балт. порт)

    Германия

    Франция

    Великобр.

    Египет

    Алжир

    Марокко

    Тунис

     

    11,5% белка,3-5 тыс. т

    13% белка

    14% белка

    12% белка

    11% белка

    11% белка

     

    (Россия, малые суда)

     

    (тендер)

    Янв

    85.00

    130.00

    135.00

    121.36

    114.32

    101.16

    123.00

    127.00

    130.00

    124.00

    Фев

    85.00

    132.00

    137.00

    122.27

    114.65

    102.56

    124.00

    128.00

    131.00

    125.00

    Мар

    85.00

    134.00

    139.00

    123.18

    115.49

    103.95

    125.00

    131.00

    134.00

    126.00

    Ячмень

     

    FOB

    C&F

     

    Россия

    Украина

    Великобр.

    Германия

     

    Кипр

    Магриб

    Израиль

    С. Аравия

     

    3-5 тыс. т

    5 тыс. т

    25-50 тыс. т

    25-50 тыс. т

    интервен.

             

    Янв

    85.00

    95.00

    104-110

    102.53

    102.00

     

    120.00

    119.00

    119.00

    127-130

    Фев

    85.00

    95.00

    104-110

    103.93

    103.00

     

    121.00

    120.00

    120.00

    127-130

    Мар

    85.00

    95.00

    104-110

    105.32

    104.00

     

    122.00

    120.00

    121.00

    127-130

    Кукуруза

     

    FOB

    CAF

    Фьючерсы ВСЕ (Будапешт)

     

    Адриатика

    Украина

    Румыния

    Франция

    Италия

    Испания

           
             

    (хорватская)

    (США/Арг.)

     

    форинты

    $

    +/(-)

    Янв

    110-114

    102-105

    110-113

    127.49

    130-132

    128-130

    Март

    22 010

    96.13

    (1.07)

    Фев

    110-114

    102-105

    110-113

    128.32

    130-132

    130-132

    Май

    22 370

    97.71

    +0.29

    Мар

    110-114

    102-105

    110-113

    129.15

    130-132

    131-133

     

    HUF/$:

    228.95

     

    Источник: N. Fryer

    Итак, активность импортного рынка ЕС до середины января 2003 г. обещает быть минимальной, а там посмотрим. Возможно, недавние заморозки и вообще плохое состояние украинских озимых зерновых покажут, что в 2003/04 МГ вообще не стоит уделять большого внимания экспорту в ЕС ввиду собственного низкого урожая зерна в Украине, и тогда разговоры о пошлинах потеряют нынешнюю актуальность…

    Как мы сказали, на внутреннем рынке существенных перемен в ценах на фуражные зерновые не произошло – если говорить об экспортных закупках, то они идут вяло, фактическое отсутствие активного декларирования цен обуславливает эту стабильность, даже несмотря на выросшее предложение (кроме ячменя) и намеки на очередные проблемы с невозмещением НДС экспортерам.

    Отдельно стоит ситуация с кукурузой. На фоне конкуренции с более качественной и более дешевой венгерской кукурузой, которая сейчас все активнее начинает завоевывать российских промышленных потребителей и даже Прибалтийские государства, повторяя ситуацию в прошлом году, Беларусь показывает определенный рост спроса на украинскую кукурузу. Мы уже указывали, что в самой Беларуси при прямых поставках можно получить цену выше $105/т DAF Украина, однако, особенности работы с белорусскими покупателями (требования местного законодательства) принуждают украинских экспортеров работать с российскими посредниками – зачастую финансовыми компаниями, которые платят за украинскую кукурузу не выше $87/т DAF Украина. На внутреннем рынке кукуруза по сравнению с прошлой неделей пользуется спросом по стабильной цене 370-390 грн./т EXW, причем переработчики, очевидно, имея достаточные запасы, снизили активность закупок.

    Несмотря на мнение некоторых трейдеров о том, что спрос в портах на украинскую кукурузу вырос, мы отмечаем только рост спроса на качественную кукурузу (зерновая примесь до 10%), какой в Украине крайне мало, а цена на которую значительно выше указанной. Поэтому сейчас единственными реальными покупателями нашей кукурузы являются белорусы и – частично – страны Прибалтики.

    Чрезмерно завышенные цены на гречиху и наступление предновогодней пассивности рынка, а также выросшее количество предложений этого товара со стороны продавцов обусловили некоторое снижение цен на гречиху. Если ранее с элеваторов гречиху можно было реализовать по ценам на уровне 1100 грн./т с НДС, EXW, то на прошедшей неделе покупатели уже отказывались от закупок по таким ценам, предлагая на 10-20 грн./т меньше. Считаем, что это снижение спроса – явление временное, и после Нового года переработчики снова включатся в закупку сырья, а цены восстановятся.

    Украина: средние цены на фуражные зерновые

     

    EXW, грн./т, с НДС

    СРТ-порт, $/т

    FOB, $/т

    DAF, $/т

    Пшеница

    350-380

    64-68

    75-77

    Ячмень

    390-430

    85-87

    90-94

    Кукуруза

    360-385

    85-87

    93-94

    до 87

    Рожь гр. А

    215-220

    55-56

     

    51-56

    Горох

    550-580

    117

    Украина: средние цены на продовольственные зерновые

     

    EXW, грн./т, с НДС

    СРТ-порт, $/т

    FOB, $/т

    DAF, $/т

    Пшеница 3 кл.

    500-580 (запад)

    485-520 (юг и восток)

    93-98

    105-107 (до 110)

    88-93

    Пшеница 4 кл.

    450-480 (запад)

    420-460 (юг и восток)

    81-85

    95-98

    Работа морских портов в ноябре

    В ноябре 2002 г. через морские порты Украины было перевалено 1,5 млн. т зерновых, что на 90 тыс. т больше, чем в предыдущем месяце. Однако, снизились объемы отгрузки собственно украинских зерновых грузов – до 1,3 млн. т (в октябре с. г. – 1,43 млн. т), из чего следует, что выросли объемы транзита. По прямому варианту было отгружено 550 тыс. т зерновых (в октябре – 635 тыс. т); через припортовые элеваторы – 802 тыс. т (676 тыс. т месяцем ранее), остальные объемы переваливались через другие мощности портов.

    Основные отгрузки украинского зерна по-прежнему ведутся через Одесский (в. т. порт Южный) – 439 тыс. т, Ильичевский (447 тыс. т) и Николаевский (246 тыс. т) порты – крупнейшие украинские морские порты. Эти порты за месяц отгрузили 1132 тыс. т отечественных зерновых, или 82% всего экспорта украинского зерна. Самые крупные судовые партии зерна были также отгружены из Одессы – 52 и 45,5 тыс. т. Однако, в ноябре простаивали мощности Измаильского порта.

    В ноябре в портах Украины было загружено 31 судно, в том числе 8 – транзитным зерном. Крупнейшая транзитная отгрузка была осуществлена компанией “”Гленкор”” – 35 тыс. т.

    Данные на конец ноября свидетельствуют о том, что значительное количество зерна находится в портовых элеваторах – 408,2 тыс. т. (из них всего 38,7 тыс. т транзитного зерна) и будет отправлено в декабре.

    Транзитного зерна в ноябре было отгружено 142,5 тыс. т (в октябре – 105 тыс. т) Основная переработка транзитных грузов ведется через порт Рени (76,7 тыс. т в ноябре), который украинское зерно не переваливает. Далее следуют Херсон (22,5 тыс. т) и Бердянск (12,8 тыс. т). Также транзитное зерно отгружают такие порты: Усть-Дунайский, Феодосийский. Однако, два крупнейших украинских порта – Одесский и Ильичевский – практически не отгружают транзитные грузы. Следует отметить, что транзитное зерно отгружалось преимущественно по прямому варианту.

    Таким образом, в ноябре объемы транзитного зерна, переваленного через украинские порты, составили около 10% общих объемов экспорта зерна из Украины за месяц.

    Украина: работа морских портов по перевалке зерновых грузов за 4 неделю ноября 2002 г.

    Порт

    Способ перевалки, тонн

    Транзит,

    Всего

     

    прямой вариант

    емкости порта

    через порт. элеватор

    тонн

    тонн

    %

    Одесса

    159 352

    0

    279 456

    0

    438 808

    28,82

    Ильичевск

    79 000

    0

    367 900

    0

    446 900

    29,35

    Измаил

    0

    0

    0

    0

    0

    0,00

    Бердянск

    6 898

    0

    0

    12 821

    19 719

    1,30

    Николаев

    129 187

    38 383

    78 580

    0

    246 150

    16,17

    Херсон

    1 590

    70 800

    45 860

    22 530

    140 780

    9,25

    Рени

    0

    0

    0

    76 700

    76 700

    5,04

    Мариуполь

    19 955

    0

    0

    0

    19 955

    1,31

    Б. Днестровский

    3 005

    9 736

    0

    0

    12 741

    0,84

    У. Дунайск

    12 226

    0

    0

    20 481

    32 707

    2,15

    Керчь

    43 751

    25 821

    0

    0

    69 572

    4,57

    Феодосия

    0

    8 685

    0

    9 972

    18 657

    1,23

    Все порты

    454 964

    153 425

    771 796

    142 504

    1 522 689

    100,00