Одной из последних новостей мировых аграрных рынков является внедрение Турцией импортных пошлин на ряд видов сельскохозяйственной продукции российского происхождения. Среди них:
− пшеница – 130%;
− кукуруза – 130%;
− рис – 45%;
− подсолнечное масло – 36%;
− подсолнечный шрот – 13,6%.
Для украинских агропроизводителей и экспортеров эта новость означает в первую очередь появление нового потенциального рынка сбыта, − географически близкого и достаточно объёмного.
Несмотря на неоспоримое лидерство Украины в качестве крупнейшего мирового производителя и экспортера подсолнечного масла, доля России на этом рынке также значительна. Согласно данным USDA, в 2015/16 МГ страна экспортировала 1,54 млн. т такой продукции, а по итогу 2016/17 МГ объем экспорта прогнозировался на уровне 1,95 млн. т. Около 40-50% этого объема экспорта в течение последних лет отгружались именно в Турцию.
Производство и экспорт подсолнечного масла, млн. т |
||||||||
|
2015/16 |
2016/17 |
||||||
производство |
% |
экспорт |
% |
производство |
% |
экспорт |
% |
|
Украина |
5,031 |
32 |
4,500 |
56 |
5,762 |
34 |
5,100 |
57 |
Россия |
3,530 |
23 |
1,540 |
19 |
4,068 |
24 |
1,950 |
22 |
Мир всего |
15,503 |
100 |
8,105 |
100 |
17,111 |
100 |
8,981 |
100 |
Учитывая, что помимо импортной пошлины в размере 16% турецкой стороной установлена минимальная таможенная стоимость для ввоза российского подсолнечного масла на уровне $1500/т, можно говорить, что этот рынок сбыта для России будет потерян. И если решение относительно внедрения пошлин будет сохранено, в непосредственной близости от Украины образуется свободный рынок сбыта, на котором вследствие замещения российских поставок объем спроса на подсолнечное масло от других экспортеров, в частности Украины, может ожидаться на уровне не менее 400-500 тыс. т.
Задание занять освободившуюся нишу выглядит особенно важным для украинских экспортеров на фоне сообщений о том, что правительство Индии приняло решение снизить импортную пошлину на семена подсолнечника. С 1 апреля текущего года существующая пошлина в размере 30% будет снижена до 10%, что, как ожидается, отразится на сокращении объемов импорта Индией растительных масел вследствие прироста внутреннего производства такой продукции. Важно отметить, что Индия в настоящее время является основным внешним потребителем украинского подсолнечного масла. С начала сезона 2016/17 более 34% отгрузок такой продукции из нашей страны было осуществлено именно в направлении Индии. В случае же снижения спроса со стороны ключевого импортера, украинским агропроизводителям и экспортерам также необходимо будет найти новые рынки сбыта, каким и может стать Турция.