Головна Новини Світові ринки Перспективы соевого экспорта из Южной Америки

Перспективы соевого экспорта из Южной Америки

Как стало известно компании «ПроАгро», вывоз урожая сои и кукурузы из Южной Америки, которого так ждет мировой рынок, может оказаться весьма проблематичным, и обещает существенно затянуться. Об этом сообщает авторитетное аналитическое агентство Soybeans & Corn Advisor.

Доктор Майкл Кордонье, проанализировав сложившуюся на латиноамериканском рынке ситуацию, подытожил все факторы, мешающие выходу урожая сои и кукурузы на экспорт.

Для Бразилии, в первую очередь, проблему представляет уже сам рекордный объем урожая. Напомним, в текущем сезоне в стране соберут на 14-16 млн. т больше, чем в предыдущем сезоне. Для сравнения, это примерно в пять-шесть раз больше, чем весь совокупный украинский урожай сои текущего сезона. Даже в предыдущем маркетинговом году, когда страна собрала существенно меньший урожай, ее логистическая инфраструктура оказалась перегружена, и экспорт происходил с существенными задержками. В текущем же сезоне ей предстоит «переварить» колоссальный дополнительный объем сои. Для сравнения, если загрузить весь дополнительный объем сои Бразилии в железнодорожные вагоны, то их количество вдвое превысит весь подвижной состав Украины, а получившийся «поезд» протянется от Киева до Улан-Батора.

Таким образом, в стране наблюдается острая нехватка транспортных средств и водителей для вывоза урожая. Железнодорожный и речной транспорт в стране развит слабо, а размывшие дороги (преимущественно, грунтовые) дожди ограничили возможности по использованию и без того скудного автопарка. В настоящий момент на вывозе сои из страны занято 50 тыс. тракторов, чей средний маршрут на пути от производителей к портам растягивается в среднем почти на 2 тыс. км. Но даже их, как показывает практика, не хватает.

Бразильское правительство в последнее месяцы принимает экстренные меры, чтобы оптимизировать работу своей транспортной системы, но едва ли ей полностью удастся избавить от перегрузки и обеспечить своевременные поставки товаров.

Второй причиной является сырая погода, серьезно затормозившая уборку раннеспелой сои. Задержки были достаточно существенны, чтобы выбить полевые работы из графика, и создать еще большее напряжение в и без того перегруженных планах поставок боба в порты. Более того, существенные задержки в уборке сои могут, в перспективе, привести к задержкам в посеве кукурузы, следующей за ней в севообороте, и привести к потере урожайности последней.

Кроме того, избыточные осадки срывают погрузку урожая на суда в портах. Не вдаваясь в технические подробности, стоит лишь отметить, что дождливая погода замедлила работу зерновых терминалов в среднем на 40%, создав в портах пробки из сухогрузов, ожидающих погрузки сои.

Неразвитая инфраструктура, коррупция и плохо организованная работа портов, отсутствие подъездных путей и нехватка терминалов вынуждают суда задерживаться в портах в ожидании погрузки на 36 дней. Это совершенно катастрофический показатель.

Волнения в портах начались, когда правительство, пытаясь оптимизировать работу транспортной системы, объявило о начале ее приватизации. Портовых работников последнее категорически не устроило. Отношения между докерами и государством стремительно накалились, и в конце концов, начали выливаться в масштабные забастовки, срывающие работу и без того перегруженных портов.

Задерживающийся экспорт урожая сои может, в свою очередь, сорвать экспорт кукурузы. По крайней мере, именно так произошло в предыдущем году. В то время как уже будет собран урожай кукурузы, его поставки будут невыполнимы, так как дороги и портовые мощности будут все еще загружены соей, которую страна едва ли сумеет вывезти за оставшиеся месяцы.

Что касается Аргентины, то в ней экспорт затормозился волей самих сельхозпроизводителей. К этому привела инфляция песо, и непопулярная финансово-кредитная политика правительства. Фиксированный курс песо приводит к колоссальным финансовым потерям для экспортеров – он составляет лишь 5:1 против доллара США, при реальных 7,5-8:1. Это вынуждает аграриев прекратить продажи сои и держать ее в хранилищах, в ожидании перемен. Высокие налоги, коррупция, таможенный контроль существенно усложняют работу тем экспортерам, которые все же решаются вывезти свое зерно.

Как следствие, соя и кукуруза из ключевых стран-экспортеров на сегодняшний день выходят на мировой рынок крайне неудовлетворительными темпами. И есть основания предполагать, что это станет трендом всего сезона.

 

Перегляди: 0