Головна "Куй НДС не выходя из Аграрного фонда", - предложило правительство экспортерам зерна

    “Куй НДС не выходя из Аграрного фонда”, – предложило правительство экспортерам зерна

    … Но экспортеры пока не спешат туда входить

    Проблема бюджетного возмещения НДС экспортерам зерна далеко не нова, но всякий раз возникает с новой остротой параллельно с появлением очередных проблем на рынке зерна. Бесчисленные заседания общественных организаций и государственных структур, ответственных за разрешение проблемы бюджетной задолженности по НДС экспортерам, до сих пор не имели сколь либо значимого результата. Подтвержденная просроченная задолженность государства перед экспортерами продолжала расти и уже достигла 1,3 млрд. грн. (это по данным ГНА, а по мнению самих зернотрейдеров общая сумма задолженности – 2,3 млрд. грн.).

    Пытаясь “оправдаться” за неспособность решить проблему, государство каждый раз обвиняло экспортеров и в теневых схемах ведения бизнеса, и в закупке зерна через посредников, и в неправомочности получения бюджетного возмещения вообще; пугало встречными проверками, игнорировало судебные решения, выигранные экспортерами, и даже однажды пыталось конвертировать свою задолженность в государственные долговые обязательства. Но от этого меньше должно не становилось.

    Если раньше получение бюджетного возмещения НДС для многих экспортеров было основным источником их заработка при экспорте зерна, в то время как накрутки на тонне были невелики, то сейчас ситуация поменялась. Многие компании, не видя перспектив дальнейшего накопления таких “заработков”, перестали закладывать в свои финансовые планы возмещение НДС как таковое, увеличив маржу на каждой тонне зерна. В результате пострадал товаропроизводитель, которому стали платить меньше именно на размер этой самой маржи.

    Последняя попытка правительства решить проблему долга по НДС, заставив экспортеров делиться прибылями с товаропроизводителями и одновременно подняв цены на внутреннем рынке, – распоряжение Кабинета министров #1082-р от 06.08.2008 “О мерах по ускорению возмещения налога на добавленную стоимость экспортерам зерна” – также закончилась полным провалом, как по причине, по мнению экспертов, нелегитимности принятого решения, так и ввиду его очевидной невыгодности для экспортеров на тот момент.

    Однако, талант нынешнего правительства как раз в том и заключается, чтобы не говорить по примеру своих предшественников сразу “нет”, а попытаться найти компромисс, выгодный и ему, правительству, и тем, кому оно должно. Новое постановление правительства Украины по вопросу возмещения НДС экспортерам зерна, опубликованное на днях, с одной стороны, выглядит как реальная попытка решить проблему, а с другой – вызывает множество вопросов, прежде всего, потому, что подобный “бартерный” механизм обмена долгов по НДС на государственное зерно до сих пор никогда не применялся. Однако, бартер во времена кризиса, видимо, явление неизбежное.

    Итак, 4 февраля 2009 г. правительство Украины приняло постановление #86 (опубликовано в “Урядовом курьере” 19.02.2009 и вступило в силу), которым формально экспортерам зерна обещается возмещение экспортного НДС. Экспортерам предлагается на добровольной основе – “на основании обращений” – выкупать зерно на биржевых торгах Аграрной биржи и других сертифицированных ею бирж по средневзвешенным ценам, сложившимся по результатам трех последних торговых сессий, но не ниже цены закупки зерна + затраты на его хранение. Зерно оплатит государство в счет своего долга по возмещению НДС.

    Зерно продается из государственного продовольственного резерва, продавцом является Аграрный фонд.

    Каждому покупателю-экспортеру в Госказначействе открывается специальный счет. При покупке экспортер оформляет в налоговой администрации, Госказначействе и Аграрном фонде протокол, которым фактически отзывает из налоговой свое ранее поданное заявление на возмещение НДС в денежной форме и соглашается на предложенную правительством новую схему возмещения НДС зерном.

    Именно зерном, а ни в денежной форме, как ранее заявлял министр аграрной политики Юрий Мельник, потому что в конечном итоге экспортер должен получить право собственности на зерно, купленное у Аграрного фонда. Конечно, разница между заявленной к возмещению и подтвержденный налоговой администрацией суммой НДС и стоимостью приобретенного зерна может быть перечислена экспортеру в денежной форме “при наличии” такого остатка, но вряд ли такой “остаток” появится при существующих проблемах с бюджетным возмещением НДС.

    Далее схема такая: экспортер подает в Госказначейство оформленный протокол, справку из Аграрного фонда о сумме сделки на Аграрной бирже и платежное поручение на перечисление указанной суммы со своего спецсчета в Госказначействе на специальный счет Минагрополитики, предназначенный для государственных закупок и интервенций по зерну, с указанием “в счет полученного бюджетного возмещения НДС”.

    В течение одного дня Госказначейство на основе заключения местного органа ГНА о сумме НДС, подлежащей возмещению, и поданных экспортером документов перечисляет деньги на спецсчет экспортера, открытый в Госказначействе, а оттуда – на бюджетный спецсчет Минагрополитики.

    В тексте постановления отсутствует дальнейший механизм перехода права собственности на зерно от государства к экспортеру. Переоформление зерна, видимо, происходит на основании правил биржевой торговли Аграрной биржи согласно заключенному биржевому контракту.

    Итак, если быть кратким, схема возмещения НДС на первый взгляд должна быть довольно простой: вы заключаете на Аграрной бирже сделку по покупке зерна, государство его оплачивает в сумме бюджетной задолженности по возмещению НДС перед вами.

    Вы становитесь собственником зерна и можете делать с ним все, что хотите. И даже экспортировать его и снова подать на возмещение НДС, тем более, что покупка зерна у Аграрного фонда – это не покупка у “посредников”. Но все это при условии, что соответствие правительственной схемы действующему законодательству будет подтверждено профильными ведомствами.

    Опустим закономерный вопрос, откуда правительство собирается брать деньги на оплату зерна Аграрному фонду, если денег на возмещение НДС в денежной форме у него нет.

    Во-первых, никого не должно волновать, откуда правительство собирается брать деньги, был бы результат. Будем надеяться, что у Госказначейства средства для перечисления на спецсчета экспортеров все же найдутся, хотя, по информации самого Госказначейства от 16.02.2009, план по поступлению средств в общий фонд государственного бюджета на февраль был выполнен всего на 35%.

    Во-вторых, 3 января Премьер-министр Украины заявила, что Аграрный фонд получит в феврале-марте приблизительно 2,2 млрд. грн. на финансирование государственных закупок зерна – фонд вполне может получить эти деньги из бюджета и через спецсчета экспортеров.

    В-третьих, чисто теоретически, много денег вообще не нужно, поскольку, поскольку схема “бюджет – спецсчет экспортера – Аграрный фонд – бюджет” может быть прокручена много раз…

    Но основной вопрос, который возникает – цена зерна. Одновременно с принятием постановления о продаже зерна госрезерва экспортерам правительство подписало другое постановление “О реализации зерна государственного продовольственного резерва” #62 от 04.02.2009 (вступило в силу с 10.02.2009), которым предписывает Аграрному фонду организовать в 2009 г. в установленном порядке реализацию зерна государственного продовольственного резерва урожая 2006-2008 гг. по средневзвешенным ценам трех последних торговых сессий на Аграрной бирже, но не ниже цены закупки с учетом затрат по хранению зерна. То есть по тем же самым ценам, по которым зерно предложено покупать экспортерам, претендующим на возмещение НДС.

    Но что же такое – эта “цена закупки”? Все мы помним 2006-2007 г., когда цены на зерно в Украине были крайне высокими. Например, зимой 2007 г. государство закупало пшеницу 3 кл. урожая 2006 г. по цене 1370 грн./т!

    Но и цены на закупленное государством зерно урожая 2008 г. могут быть ненамного ниже, несмотря на нынешние низкие цены на рынке.

    По словам министра агрополитики Украины Ю. Мельника, Аграрный фонд уже начал торги зерном в рамках правительственного постановления #62. Однако, информация о результатах торгов отсутствует. Как и “средневзвешенные цены трех последних торговых сессий”. 20 февраля 2009 г. на торги Аграрной биржи было выставлено 100 тыс. т пшеницы урожая 2006-2007 г.: 5 кл. – 49,5 тыс. т по цене 1054,35 грн./т и 6 кл. – 47,8 тыс. т по 832,49 грн./т. Информация о предлагаемых объемах размещена на сайте Аграрной биржи. На 21 февраля к продаже предлагается 500 тыс. т пшеницы разных классов.

    Аграрный фонд вот-вот начнет закупки зерна и урожая 2008 г. в госпродрезерв (согласно постановлению правительства #96 от 18.02.2009) по минимальным ценам, установленным правительством на объекты государственного ценового регулирования. Таким образом, о стартовых ценах на зерно урожая 2006-2007 гг. мы можем судить из данных Аграрной биржи, а на зерно 2008 г. – мы можем ориентироваться на минимальный уровень закупочных цен, законодательно определенный для таких закупок.

    На зерно урожая 2008 г. минимальные закупочные цены установлены на уровне, с НДС: пшеница 3 кл. – 1251,43 грн./т, пшеница 4 кл. – 1134,61 грн./т, пшеница 5 кл. – 967,83 грн./т, пшеница 6 кл. – 850,00 грн./т (приказ Минагрополитики #96 от 27.02.2008).

    Базис поставки зерна, купленного на торгах Аграрной биржи – элеватор (EXW). Учитывая, что в настоящее время рыночные средние цены сделок по закупке пшеницы на элеваторах составляют на 3 кл. 1200-1250 грн./т, на 4 кл. – 960-1000 грн./т, на фуражную пшеницу – 800-850 грн./т, цены на предлагаемое через Аграрную биржу зерно выглядят завышенными. Однако, тенденция роста внутренних цен на пшеницу сохраняется, и вполне вероятно, что через некоторое время рыночные цены придут в соответствие с государственными минимальными закупочными (если только экспортеры не “насытятся” зерном Аграрного фонда и сами не снизят спрос и цены на пшеницу, закупаемую на рынке).

    Невольно возникает аналогия с приведенным выше распоряжением Кабмина #1082 – оно тоже обещало ускоренное возмещение НДС при закупке зерна по ценам не ниже минимальных. Правда, тогда экспортеры должны были покупать зерно за свои деньги, сейчас – за бюджетные. Но и здесь, и там прослеживается попытка правительства подтянуть уровень рыночных цен к уровню цен государственных. Однако, государство решает еще одну проблему: реализует по относительно высоким ценам зерно, закупленное в предыдущие годы, что достаточно проблематично сделать в нынешнем году при существующем низком уровне рыночных цен.

    На совещании 19 февраля с участием заинтересованных государственных структур, министерств и общественных организаций, посвященном как раз вопросу реализации нового механизма возмещения НДС экспортерам зерна, была озвучена информация о намерении Аграрного фонда реализовать на торгах 800 тыс. т пшеницы, в т. ч. 500 тыс. т – продовольственной, преимущественно 4 кл. Чтобы покрыть всю подтвержденную задолженность бюджета перед экспортерами по возмещению НДС (1,3 млрд. грн.), Аграрный фонд должен продать не менее 1 млн. т пшеницы 3 кл. или 1,15 млн. т пшеницы 4 кл. или 1,34 млн. т пшеницы 5 кл. или 1,53 млн. т пшеницы 6 кл. по минимальной цене. Таким образом, Аграрный фонд пока не обладает достаточным количеством зерна, чтобы ею покрыть бюджетную задолженность по НДС перед экспортерами полностью, не говоря уже о том, что в некоторых регионах государству вообще не имеет смысла распродавать свои запасы, чтобы потом в пожарном порядке не пришлось эти запасы создавать заново.

    Однако, экспортерам будет реализовываться зерно урожая 2006-2008 г. “с учетом затрат по хранению”, в связи с чем возникает вопрос, какой будет конечная цена закупленного зерна для экспортера? Затраты по хранению зерна с 2006 г. могут составлять более чем значительную величину, особенно учитывая значительно выросшие в последнее время расценки элеваторов на свои услуги.

    Учитывая, что каждая партия зерна (лот), которую будет реализовывать Аграрный фонд на торгах Аграрной биржи, может иметь свой срок хранения, свое местоположение, цены продаваемых лотов могут существенно отличаться. Не факт, что наиболее дорогие (из-за высокой добавленной стоимости хранения) лоты найдут спрос со стороны экспортеров. Может не пользоваться спросом и зерно, размещенное на наименее удобных с точки зрения экспорта элеваторах. Мелкие лоты также могут не найти покупателя.

    Точно так же цена на отдельные лоты зерна в ходе торгов может вырасти по сравнению с первоначальной в результате конкуренции между покупателями, которыми на торгах будут не только экспортеры.

    Есть еще одна особенность: согласно биржевому контракту Аграрной биржи, право собственности на зерно переходит от продавца к покупателю в течение максимум пяти рабочих дней, с момента подписания Акта приемки-передачи. С этого же момента резко вырастет и стоимость хранения купленного зерна, поскольку тарифы на хранение на многих элеваторах, как правило, существенно отличается для государственных и негосударственных структур.

    Согласно правилам биржевой торговли, участвовать в торгах биржи могут лишь аккредитованные биржевые брокеры (и нынешнее постановление Кабмина не делает исключения), действующие от имени покупателя (в нашем случае – экспортера). Таким образом, цена зерна для экспортера увеличивается еще на 0,25% – регистрационный сбор биржи, плюс несколько процентов биржевому брокеру.

    Брокерское вознаграждение перечисляется непосредственно на счет брокера, поэтому, видимо, его придется заплатить экспортеру самостоятельно из собственных денег.

    Следующий вопрос – качество и размещение зерна. Не секрет, что и коммерческие, и аккредитованные государственными операторами, и даже государственные элеваторы зачастую грешат тем, что качество зерна на входе на элеваторе и на выходе может быть довольно разным и даже не соответствовать указанному в документах. Случается и такое, что данная партия зерна в данный момент на элеваторе просто отсутствует!

    Однако, экспортерам к подобному не привыкать, они каждый день сталкиваются с аналогичными проблемами и научились проверять складские свидетельства и фактическое наличие и качество зерна. Проблема в том, что до начала торгов на Аграрной бирже сделать это вряд ли будет возможно. При выявлении отсутствия зерна на элеваторе или несоответствии его качества заявленному заключенный биржевой контракт может быть расторгнут, однако, это еще хуже для покупателя-экспортера, поскольку формально государство уже провело ему возмещение НДС, а вернуть обратно деньги со спецсчета Минагрополитики нереально. При этом снизить цену зерна после подписания биржевого контракта ввиду фактического более низкого качества также вряд ли удастся, так как это не предусмотрено правилами торговли и потому что оплата производится через бюджетные счета.

    Сайт Аграрной биржи, публикуя информацию о предлагаемом к реализации зерне, указывает качество согласно ДСТУ и, хотя и приводит разбивку объемов по элеваторам, но не указывает стартовую цену каждого лота. Для некоторых партий год урожая вообще не указан – такой себе “кот в мешке”. По нашим подсчетам, из предлагаемых на сайте Аграрной биржи к реализации 500 тыс. т пшеницы 1% – урожая 2006 г. (2 и 4 кл.), 12% – урожая 2007 г. (2 и 4 кл.), 70% – урожая 2008 г. (4 и 6 кл.), 17% – без указания года урожая (5 кл.).

    В любом случае, экспортеры уже наведываются на Аграрную биржу. У них появилась надежда отвоевать свой миллиард у государства.

    Мы считаем, что предложенная правительством схема возмещения экспортного НДС, если она начнет реально работать, могла бы быть более чем востребована со стороны экспортеров. Дисконт на “договорном” возврате НДС в последнее время достиг существенных размеров, а работа по экспорту через ликероводочные или энергетические компании уже давно не выглядит абсолютно безупречной с точки зрения закона и вызывает особенно пристальное внимание налоговых органов. Поэтому лучше потерять в цене зерна, принять на себя часть рисков по качеству и срокам поставки, но вернуть хотя бы часть того, что тебе должно государство, причем должно уже очень давно…

    Однако, есть и обстоятельства, которые могут заставить предложенную правительством схему не работать вообще. Например, ее законодательное обоснование.

    Вопросы могут возникнуть у министерства юстиции, министерства финансов и налоговой администрации все по тому же НДС, не говорят уже о том, что нарушается сам принцип безусловного возмещения НДС при экспорте в денежной форме.

    Аграрный фонд как продавец зерна обязан выписать покупателю-экспортеру налоговую накладную. Налоговая выписана, и Аграрный фонд должен перечислить разницу НДС между ценой проданного экспортеру и ранее закупленного зерна напрямую в Госказначейство, на счет, обслуживающий НДС, а ни на спецсчет Минагрополитики, а если же эта разница отрицательна, заявить ее к бюджетному возмещению. Согласно же предлагаемой схеме, НДС в бюджет не перечисляется, а значит, налоговая накладная выписана необоснованно! Именно подобные “необоснованно” заявленные к возмещению суммы НДС и вызывали наибольшее число вопросов у ГНА к экспортерам.

    Как вариант, налоговая накладная не выписывается, таким образом, для экспортера цена купленного зерна фактически увеличивается на сумму НДС, то есть на 20%!

    Сложнее всего придется бухгалтерам экспортеров. Как по бухгалтерии проводить операции по покупке зерна в счет задолженности по возмещению НДС, никто не знает. А суммы-то проводок тянут на “особо крупные размеры”! Не менее хлопотно будет и открыть спецсчет в Госказначействе – достаточно изучить список необходимых для этого документов (приказ Минфина и Госказначейства #152 от 08.05.2008).

    Юлия Владимировна никогда не искала легких путей (вспомним законодательное обоснование импорта сахара через Госкомрезерв при первом пришествии ее правительства), поэтому исключать, что предложенный механизм возмещения НДС экспортерам зерном может быть модернизирован в правильном законодательном направлении, мы не будем.

    Но самый непонятный вопрос, на который мы пока не может однозначно ответить, – почему правительство, в нынешних условиях экономического кризиса и при перспективе значительного дефицита государственного бюджета, вдруг взялось за решение проблемы возмещения НДС экспортерам зерна?

    С одной стороны, правительство понимает, что единственным вариантом повышения внутренних цен на зерно, что также приведет и к улучшению финансового состояния товаропроизводителей, является стимулирование экспорта зерна с целью снижения давления внутреннего предложения на цены. Кроме того, правительство заинтересовано, чтобы экспортеры платили товаропроизводителям более высокую цену. Возмещение НДС живыми деньгами могло бы решить эти задачи: полученные от государства деньги экспортеры пустили бы на новые закупки зерна, одновременно снизив маржу на своих экспортных операциях. Однако, возмещение НДС экспортерам в виде зерна, наоборот, может привести к падению спроса на зерно, закупаемое на внутреннем рынке, и, соответственно, закупочных цен на него. Хотя косвенно оно может увеличить приток в страну иностранной валюты за счет роста объемов экспорта зерна в целом.

    Но с другой стороны, правительство сейчас изыскивает дополнительные средства для финансирования государственных операций на рынке зерна. Реализация зерна госрезерва могла бы дать необходимые средства, проводись она в денежной форме. Но и реализация зерна в товарной форме помогает решить проблему наполнения бюджета Аграрного фонда, поскольку Аграрный фонд, кроме денег, напрямую предусмотренных для него в госбюджете, получает еще и деньги, направляемые на возмещение НДС экспортерам.

    Кроме того, государство успешно распродает запасы зерна (например, с целью их освежения), накопленные им в предыдущие годы, да еще и по относительно высоким ценам, что может сократить убытки бюджета от проведения операций с государственным продовольственным резервом. Напомним, что зерно урожая 2006 г., закупленное в госрезерв по относительно высоким ценам – это еще “наследство” предыдущего правительства В. Януковича.

    Видимо, правительство решило пока отказаться от своей давнишней идеи создания государственного экспортера зерна или экспорта зерна непосредственно Аграрным фондом, понимая, что, во-первых, эффективность экспорта государственного зерна в связи с его высокой себестоимостью будет отрицательной, а, во-вторых, конкурировать с негосударственными экспортерами государственной структуре будет крайне сложно. Сейчас же появляется возможность и зерно реализовать, да еще и на условиях правительства, и бюджет Аграрного фонда увеличить, и экспортеров успокоить.

    Но, учитывая предыдущие нелестные замечания правительства в адрес экспортеров, мы полагаем, что желание пойти им навстречу и решить проблему с государственными долгами по возмещению НДС сыграло последнюю роль при принятии правительственного решения о возмещении НДС зерном.

    Если же учесть еще и все вышеописанные проблемы, с которыми придется столкнуться экспортерам для получения положенного им по закону возмещения НДС, но зерном, вызывает сомнение, что такая цель вообще рассматривалась.

    Возмещение НДС по-правительственному выглядит так: покупай зерно в счет госдолга по НДС на непонятных условиях и по ценам, предлагаемым правительством, поскольку “остальные будут получать возмещение НДС пожизненно” (Ю. Тимошенко, август 2008).

    Благодарим еженедельник “Агропрофи” за помощь, оказанную при подготовке материала.

    Перегляди: 0