Головна Инвестирование в развитие производства сельхозкультур за рубежом – за и против

    Инвестирование в развитие производства сельхозкультур за рубежом – за и против

    В текущем году король Саудовской Аравии принял участие в торжественной церемонии получения партии риса, являющейся частью урожая, выращенного в рамках так называемой “инициативы Короля Абдуллы” по инвестированию в развитие производства сельхозкультур за рубежом. Рис был выращен в Эфиопии, в чье сельское хозяйство группа саудовских инвесторов вложила $100 млн. с целью выращивания пшеницы, ячменя и риса на арендованной у правительства этой страны земле.

    Тем временем Всемирная продовольственная программа выделила $116 млн. на предоставление голодающим 4,6 млн. жителям Эфиопии 230 тыс. т продуктов питания в период с 2007 г. по 2011 г.

    Саудовская программа является примером новой, однако спорной тенденции: страны, экспортирующие капитал и импортирующие продовольствие, переводят производство в государства, нуждающиеся в притоке капитала и располагающие избытком земельных ресурсов. То есть вместо того, чтобы покупать продукты питания на мировом рынке, правительства и имеющие политическое влияние компании приобретают или арендуют землю за рубежом, выращивают там аграрную продукцию и ввозят ее в свою страну.

    Сторонники подобного подхода заявляют, что благодаря ему бедные страны, ощущавшие сильный дефицит средств предыдущие десятилетия, получают новые высокопродуктивные семена, технологии и инвестиции. Противники называют подобные проекты “захватом земли”, поскольку, по их мнению, такие предприятия оказываются изолированными от экономики стран, в которых они находится, а производители с низким уровнем доходов могут быть вытеснены с земли, которую они обрабатывали поколениями. Эти проекты масштабны, рискованны и неоднозначны. На Мадагаскаре их внедрение даже привело к отставке правительства.

    Инвестирование средств в зарубежное сельское хозяйство не является чем-то новым. После распада СССР в 1991 г. иностранные инвесторы проявляли большую заинтересованность во вложении средств в бывшие колхозы. До этого некоторые европейские страны предпринимали попытки создания подобных предприятий в бывших колониях. Например, в 40-х годах прошлого столетия Великобритания попыталась наладить масштабное производство арахиса на юге Танзании, однако этот проект оказался неудачным.

    В то же время, современная тенденция имеет свои особенности. Первой из них является масштабность внедряемых проектов. Например, Южная Корея подписала соглашение об использовании 690 тыс. га в Судане; ОАЭ заключили подобную сделку об аренде 400 тыс. га на территории Египта с целью выращивания пшеницы. Правительство Судана заявило о готовности сдать в аренду арабским государствам приблизительно пятую часть обрабатываемых в стране земель.

    Средства на развитие сельхозпроизводства за рубежом инвестируют не только государства Персидского залива. Так, Китай уже получил право на выращивание пальмовых плантаций на 2,8 млн. га в Конго; произведенное пальмовое масло будет использовано для выпуска биотоплива. Ведутся переговоры по поводу аналогичного проекта в Замбии; планируемая площадь плантаций – 2 млн. га. По некоторым данным, в 2009 г. в африканских странах будут работать около 1 млн. китайских производителей.

    По информации американского Международного исследовательского института по вопросам продовольственной политики (IFPRI), с 2006 г. с участием иностранцев осуществлялись трансакции и велись переговоры в отношении 15-20 млн. га земель. Это соответствует площади сельскохозяйственных угодий Франции и составляет пятую часть угодий ЕС. Соответствующие сделки оцениваются в $20-30 млрд., что как минимум в 10 раз превышает объем экстренной помощи, которую планирует предоставить нуждающимся странам Всемирный банк, и в 15 раз больше объема нового фонда продовольственной безопасности США. По некоторым подсчетам, эти средства позволят дополнительно получать 30-40 млн. т зерновых в год, что представляет собой значительную часть мировой торговли зерновыми, которая оценивается в 220 млн. т. Кроме того, этого окажется более чем достаточно для удовлетворения импортного спроса со стороны ближневосточных государств.

    Еще одной особенностью новых проектов является то, что они концентрируются на производстве основных продуктов (пшеницы, кукурузы, риса, ятрофы) или на выпуске биотоплива.

    В прошлом инвестиции в развитие производства за рубежом были в основном частными, то есть частные инвесторы приобретали/арендовали землю у частных собственников. Эта тенденция сохранилась и до сегодняшнего дня. Так, в 2008 г. шведская компания Alpcot Agro приобрела в России 128 тыс. га; южнокорейская компания Hyundai Heavy Industries выплатила $6,5 млн. за мажоритарный пакет акций российского предприятия ООО “Хороль-Зерно”, которое владеет 10 тыс. га в восточной части Сибири. Американский банк Morgan Stanley в марте т.г. арендовал 40 тыс. га в Украине. Российская компания Pava тем временем планирует предоставить доступ инвесторам Персидского залива к 500 тыс. га.

    Благодаря повышению стоимости земельных ресурсов и высоким ценам на аграрную продукцию сельское хозяйство является одной из немногих отраслей, которые остались привлекательными для инвесторов после начала экономического кризиса.

    Тем не менее, большинство новых сделок являются следствием договоренностей на межгосударственном уровне. Свои средства в угодья за рубежом инвестируют правительства или связанные с ними компании; землю предоставляют другие правительства. В августе 2009 г. правительство Камбоджи сдало кувейтским инвесторам землю, после того как визитами обменялись премьер-министры двух стран. Правительства Судана и Катара создали совместное предприятие для инвестирования средств в выращивание сельхозкультур в Судане. Кувейт и Судан подписали договор о стратегическом партнерстве, который предусматривает аналогичное сотрудничество. Должностные лица Саудовской Аравии посетили Австралию, Бразилию, Египет, Эфиопию, Казахстан, Филиппины, Южную Америку, Судан, Турцию, Украину и Вьетнам с целью проведения переговоров по поводу приобретения земли.

    Если раньше частные инвестиции способствовали мировой торговле и международной экономической деятельности в целом, а компании в первую очередь ориентировались на получение прибыли от выращивания культур, то теперь правительства инвестируют в выращивание основных видов продукции с целью дальнейшего ее импорта в собственные страны, а эти меры рассматриваются в качестве защиты собственной продовольственной безопасности.

    Резкое увеличение интереса со стороны стран-импортеров к инвестированию средств в налаживание производства за рубежом с целью импорта полученной продукции вызвано наличием мирового дефицита продуктов питания и их подорожанием.

    С начала 2007 г. до средины 2008 г. продовольственный индекс журнала Economist повысился на 78%, а индекс в отношении сои и риса – более чем на 130%. Тем временем запасы продуктов питания уменьшились. Так, в 2009 г. отношение запасов к потреблению плюс экспорт уменьшилось до 11%, что ниже среднего показателя за 10 лет, который равен 15%.

    Еще одним важным фактором укрепления новой тенденции стало введение странами-экспортерами ограничений на поставки зерна с целью обеспечения достаточного внутреннего предложения. Это представляет угрозу для продовольственной безопасности импортеров, которые опасаются, что при некоторых обстоятельствах они могут не найти достаточные объемы необходимой продукции на мировом рынке.

    Запрет на экспорт пшеницы некоторое время действовал в Украине и Индии. Аргентина резко увеличила экспортные пошлины.

    В результате, те импортеры, которые могут себе это позволить, существенно увеличили инвестирование средств в развитие собственного сельского хозяйства. Так, например, поступил Китай. Другие импортеры, не располагающие достаточными земельными и водными ресурсами, были вынуждены направить свой капитал на организацию производства за пределами своих стран.

    Бедные государства, имеющие необходимые природные ресурсы, проявляют большую заинтересованность в подобных проектах, которые способствуют притоку инвестиций. Так, Судан разрешает экспортировать 70% полученного такими предприятиями урожая, хотя сам является наибольшим реципиентом продовольственной помощи в мире. Пакистан предложил использовать под подобные проекты около полумиллиона гектаров своих угодий и выразил готовность нанять для охраны таких территорий 100 тыс. человек.

    По прогнозу властей Судана, инвестиции арабских стран в сельскохозяйственную отрасль государства благодаря реализации совместных аграрных проектов возрастут более чем в 10 раз -с $700 млн. в 2007 до $7,5 млрд. в 2010 г. Это составит половину всех инвестиций в стране, в то время как в 2007 г. доля инвестиций в аграрную отрасль была равна лишь 3% всего притока капитала.

    Фактором, который сдерживает приток инвестиций в африканские страны, является низкая производительность. Те же компании, которым удалось наладить эффективное производство, имеют тенденцию постепенно переходить от выращивания основных культур к производству более прибыльных, например, фруктов, цветов.

    Существует и серьезная политическая оппозиция привлечению инвестиций импортеров, которые планируют использовать полученную продукцию для своих нужд. Как уже упоминалось, на Мадагаскаре в отставку были вынуждены пойти президент и правительство, которые были сторонниками передачи в аренду южнокорейской компании Daewoo Logistics 1,3 млн. га, то есть половины всех пахотных угодий полуострова. В Замбии лидер оппозиции выступил против передачи Китаю 2 млн. га для выращивания сырья для производства биотоплива, а китайские власти заявили о готовности прекратить сотрудничество со страной, если он придет к власти. В Камбодже существует сильная оппозиция планам сдать в аренду рисовые плантации Кувейту.

    Генеральный директор Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН Жак Диюф называет некоторые подобные проекты “неоколониалистическими”.

    Ситуация с подобными инвестициями осложняется тем, что часто правительства предлагают на продажу или в аренду “свою” землю, на которой поколениями живут мелкие производители, выпасается скот, что приводит в дальнейшем к возникновению конфликтов. Проблемы с реализацией заключенных ранее сделок привели к тому, что, например, саудовская компания Binladin Group приостановила проект с бюджетом $4,3 млрд., предусматривающий выращивания риса на 500 тыс. га в Индонезии. Китай приостановил реализацию сделки в отношении 1,2 млн. га на Филиппинах.

    Некоторые организации выступают за создание своеобразного кодекса, который бы подписывался инвесторами и гарантировал соблюдение интересов местных жителей при внедрении проектов. Подобную идею поддерживает, например, Африканских союз.

    По материалам The Economist (London)

    Перегляди: 0