Министр сельского хозяйства РК официально признал тот факт, который был для всех очевиден – казахстанское зерно лежит под снегом. На ремарку депутата Мажилиса В. Нехорошева о том, что около 7 млн. т практически лежит под снегом и все это придет в негодность, министр ответил, что не все так плохо, зерно под снегом лежит, но всего 650 тыс. т.
По словам министра, специалисты ведомства пытаются организовать перевозку зерна из передовых северных регионов Казахстана в западные области, где урожая почти не было. От того, как быстро это будет сделано, зависит судьба как минимум 650 тыс. т хлеба. А по утвержденным холдингом КазАгро расценкам – $120-123/т – цена вопроса – около $80 млн.
Ситуация действительно аховая. Сотрудникам Минсельхоза не позавидуешь. Им и всему правительству сейчас нужно решить сразу несколько задач. И все эти задачи нужно решать в критические сроки, в режиме нон-стоп.
Во-первых, нужно спасать урожай, вытаскивать его из-под снега и куда-нибудь определить на хранение при условии, что элеваторы переполнены. Во-вторых, нужно срочно зерно продавать и вывозить. Нужно найти покупателей, создать условия для транспортировки. В-третьих, обеспечить бесперебойность государственного закупа зерна, своевременность оплаты и так далее. Список можно продолжить, но и так все ясно.
Еще на прошлой неделе Премьер-министр Казахстана объявил о начале спецоперации по спасению собранного на полях страны хлеба. К. Масимов поручил Минсельхозу и холдингу КазАгро принять меры для своевременной реализации урожая зерновых.
Премьер-министр пытается решить проблему сбыта собранного урожая и даже разрешил крестьянам вернуть взятые в кредит деньги намного позже, чем требовалось раньше. Упрощены условия реализации зерна и для крупных компаний.
Чтобы каким-то образом стимулировать вывоз зерна Правительство решило выделить деньги на поддержку экспорта. Министерство транспорта и коммуникаций и Казахстан Темир Жолы должны решить – каким образом учесть в бюджете дополнительные пять миллиардов тенге, отпущенные на господдержку экспорта зерна.
И все же в правительстве нашли отдушину – это китайское направления экспорта зерна. Премьер дает новое поручение: “Я даю еще одно поручение, рано или поздно мы китайское направление освоим. И под строительство железной дороги надо разрабатывать инфраструктуру, под новую дорогу Хоргос – Жетыген надо строить терминал и в том направлении свести”.
Но Китай будет импортировать зерно только в начале следующего года. Если вообще решится на это. По крайней мере, необходимые документы в правительство КНР высланы. Есть поручение премьер-министра, он написал письмо премьер-министру КНР и попросил включить в квоту по импорту казахстанскую пшеницу в размере трех миллионов тонн, – сказал А. Куришбаев в интервью журналистам.
Чтобы еще больше усилить желание и возможности сельхозпроизводителей и трейдеров вывозить зерно правительство пошло на упрощение лицензирования и вообще отмены лицензий на экспортные операции. Что касается лицензирования экспорта зерна, я думаю, эту норму надо отменить. Соответствующую инициативу мы уже предложили правительству, внесли соответствующий законопроект по отмене данного вида лицензирования, – сообщил министр сельского хозяйства республики А. Куришбаев.
Нужно отдать должное правительству. Усилия по преодолению этих кризисных явлений комплексны и продуманы. Другое дело – результаты пока не дают о себе знать. Оживления по отгрузке зерна не видно, а цены на пшеницу замерли в неопределенном ожидании. И сколько продлится такая ситуация – неизвестно. Большинство специалистов считают, что до февраля – марта следующего года не будет сколько-нибудь существенного роста цен на зерновые культуры.
Цены на пшеницу 3 класса по-прежнему в диапазоне 14-15 тыс./т.
Справка Казах-ЗЕРНО: на бирже ЕТС 10 ноября цена на ноябрьские фьючерсы на поставку пшеницы 3 класса упали по отношению к прошлому дню на 100 тенге, декабрьские – на 130 тенге, а январские – на 450 тенге и соответственно стоили 14950, 14470 и 13900 тенге/т. На спотовом рынке пшеницу 3 класса хотели купить за 14000-15000 тенге на условиях EXW и за 25700 на условиях DAF.
По состоянию на 12 ноября 2009 г. цены на зерно и муку в Казахстане и на внешних рынках следующие.
Северо-Казахстанская область. На этой неделе элеваторы Южно-Уральской железной дороги предлагают пшеницу 3 класса с клейковиной 23% на условиях DAF стоимостью 15043 тенге ($100). На Целинной железной дороге пшеница с такими качественными показателями стоит 14850 тенге ($99), цена пшеницы 3 класса с клейковиной 27-30% на этой неделе тоже стала выше – 18000 тенге ($120) за 1 тонну на элеваторах Целинной ЖД.
Цены на ячмень на хлебоприемных предприятиях Южно-Уральской железной дороги на условиях DAF составляют 6500 тенге ($44) и 7500 тенге ($50) на элеваторах Целинной железной дороги.
Стоимость муки в Казахстане на этой неделе по сравнению с предыдущей упала. Так, цена высшего сорта в СКО составляет 33450 тенге ($223), 1 сорт – 29800 тенге ($198), 2 сорт – 26400 тенге ($176)/т.
Акмолинская область. В Кокшетау цена на тонну пшеницы поднялась, как и в целом по республике, и составила 15750 тенге или $105/т.
Ячмень в регионе стоит 8100 тенге или $54/т.
Стоимость муки высшего сорта – 36550 тенге ($243), 1 сорта – 33200 тенге($221), 2 сорта – 29300 тенге ($195)/т.
Костанайская область. На текущей неделе 1 тонна пшеницы 3 класса в области стоит 15900 тенге, или $106/т.
Муку высшего сорта предлагают по цене 36850 тенге ($245), 1 сорта – 33000 тенге ($220). Мука 2 сорта на этой неделе стоит 27400 тенге, или $182/т.
Стоимость ячменя в области составляет 9100 тенге ($60/т).
Павлодарская область. Пшеницу 3 класса на нынешней неделе, как и в целом по республике пошла вверх и составляет 17650 тенге, или $117./т
Мука высшего сорта стоит 41050 тенге ($273), 1 сорта – 38900 тенге ($259), 2 сорта – 29400 тенге ($196)/т.
Ячмень в регионе стоит 12150 тенге, или $81/т.
Карагандинская область. Стоимость пшеницы 3 класса в указанный период составляет 16900 тенге, или $112/т.
Цена на ячмень в регионе идет с отметкой 9900 тенге ($66)/т.
Стоимость муки высшего сорта – 38850 тенге ($259), 1 сорта – 36300 тенге ($242)/т. Муку 2 сорта в регионе продают по 29200 тенге, или $194/т.
Алматинская область. На текущей неделе пшеница 3 класса продается по цене 18700 тенге, или $124/т.
Высший сорт муки в регионе продают в среднем по 38750 тенге ($258), 1 сорт – 36300 тенге ($242), 2 сорт – 28500 тенге ($190)/т.
Ячмень в области стоит 13550 тенге, или $90/т
Жамбылская область. Пшеница на этой неделе продается в регионе по 18400 тенге ($122/т).
Мука высшего сорта предлагается по 38750 тенге ($258), 1 сорта – 38700 тенге ($258), 2 сорт – 30200 тенге ($$201).
Стоимость ячменя – 10850 тенге ($72)/т.
Южно-Казахстанская область. В Шымкенте на этой неделе пшеница 3 класса стоит 18500 тенге ($123/т).
Цена муки высшего сорта составляет 39150 тенге ($261), 1 сорта – 36400 тенге ($242), 2 сорта – 30100 тенге ($200)/т.
Стоимость ячменя на текущей неделе – 11100 тенге ($150)/т.
Казахстанская пшеница 3 класса на южных границах республики и в Средней Азии стоит: на ст. Сары-Агаш (Казахстан-Узбекистан) на условиях DAF – 21450 тенге ($143), на ст. Амузанг (Узбекистан-Таджикистан) – 27450 тенге ($183). На станции Луговая продажа пшеницы идет по $137/т, или 20550 тенге.
Пшеница 3 класса на условиях CPT на ст. Хайратон (Узбекистан-Афганистан) продается по цене 27600 тенге, или $184 Мука 1 сорта на условиях DAF на ст. Луговая продается по 34200 тенге ($228), на ст. Сары-Агаш цена идет с отметкой 36150 тенге ($241), на ст. Амузанг стоимость тонны – 40950 тенге ($273).
На ст. Хайратон мука 1 сорта на условиях СРТ продается по 41250 тенге ($275).
Справка: $1 = 150.43 тенге.
Казахстан: экспортные цены на зерновые культуры и муку в USD/т на 12.11.2009 г. (франко-граница), НДС 0 % |
|||||||||
Наименование станции |
пшеница 3 класса, с клейковиной |
пшеница 4 класс |
пшеница 5 класс |
ячмень |
мука |
Условия поставки |
|||
23-24% |
27-30% |
2 класс |
в/с |
1 сорт |
2 сорт |
||||
продажа |
продажа |
продажа |
продажа |
продажа |
продажа |
продажа |
продажа |
||
ст.Петропавловск |
100 |
– |
– |
– |
44 |
242 |
218 |
182 |
DAF |
ст. Сары-агаш |
143 |
157 |
– |
136 |
95 |
256 |
241 |
215 |
DAF |
ст. Луговая |
137 |
152 |
– |
– |
– |
248 |
228 |
207 |
DAF |
ст. Тобол |
112 |
– |
– |
– |
– |
243 |
– |
– |
DAF |
ст. Актау |
140 |
155 |
– |
– |
100 |
– |
– |
– |
FOB |
cт. Бекабад |
156 |
– |
– |
– |
– |
238 |
220 |
190 |
СРТ |
cт. Хайратон |
184 |
– |
– |
177 |
130 |
290 |
275 |
237 |
СРТ |
cт. Кудукли |
182 |
196 |
– |
– |
– |
290 |
278 |
239 |
СРТ |
cт. Сарахс |
187 |
201 |
– |
– |
135 |
– |
– |
– |
СРТ |
cт. Амузанг |
183 |
196 |
– |
170 |
– |
288 |
273 |
239 |
СРТ |
По материалам “Казах-ЗЕРНО”