Получить максимальную прибыль от продажи зерна – основная задача любого производителя или зернотрейдера. В немалой степени на цену влияют качественные показатели.
В этом плане кукуруза – особая культура, качество которой может заметно меняться в худшую сторону при неправильной организации логистики. Украинские элеваторы и порты, активно развивающиеся в последнее десятилетие, традиционно были предназначены для работы с другими зерновыми культурами, такими как пшеница и ячмень, в то время как понимание того, что к кукурузе нужен особый подход, приходит лишь сейчас. Отрицание этого факта приводит к тому, что сушка и перевалка кукурузы на оборудовании, не предназначенном специально под эту культуру, зачастую способны увеличить зерновую примесь выше предела 15%, даже если с элеватора она вышла с показателем зерновой в 7%.
О проблемах и последних тенденциях развитии экспортной логистики кукурузы в Украине в рамках конференции “Рынок кукурузы: состояние и перспективы 2013” расскажет Андрей Товстопят, аналитик компании “Центр транспортных стратегий”.
В своем докладе Андрей Товстопят затронет следующие основные моменты.
- Специализированных портов/терминалов “под одну культуру” (в частности, кукурузу) в Украине нет. В зависимости от ситуации на рынке, в портах доминирует перевалка тех культур, экспорт которых преобладает в общей структуре. Тем не менее, можно выделить порты/терминалы, которых тяготеют к перевалке кукурузы: например, терминал Ника Тера (97% в общей перевалке с начала 2012/13 МГ составила кукуруза), терминалы МТП Южный (64%), Николаевский МТП (60%) против в среднем 45% по Украине.
- В логистической цепочке “комбайн–судно” на портовую составляющую (т.е. выгрузка кукурузы из вагона/авто – загрузка в портовый элеватор – погрузка в трюм судна) приходится меньшая доля боя кукурузы: до 1,0-1,5% общего объема зерна, при том, что согласно ДСТУ, доля битого зерна не должна превышать 7,0% (с учетом поврежденного и проросшего зерна) для пищевых целей и 15% для фуражного зерна.
- Основа сохранности зерна закладывается при его правильной сушке. При условии, что кукуруза была высушена в щадящем режиме, потери на всех стадиях транспортировки сводятся к минимальных значениям.
- Анонсированные проекты по строительству новых портовых мощностей по перевалке зерна (Бруклин-Киев, ТИС-Зерно) учитывают специфику перевалки кукурузы и ее растущую роль в экспорте зерна.
Спонсором конференции выступает компания “КВС-Украина” – поставщик высококачественных импортных семян.