В условиях современных реалий украинским аграриям приходится сталкиваться со значительными трудностями при транспортировке сельхозпродукции, обусловленными затрудненными грузовыми перевозками на Донецкой железной дороге, существенным подорожанием дизтоплива и другими факторами.
Учитывая сложившуюся ситуацию, можно прогнозировать, что крупные транснациональные трейдеры будут все чаще обращать свое внимание на речные перевозки как альтернативу транспортировки посредством железнодорожного и автотранспорта.
По оценкам экспертов, за период март-декабрь 2014 года перевозки зерновых речным транспортом в Украине составили около 2,1 млн. тонн, что на 7,7% больше, чем в прошлом году. В 2014 году стоимость транспортировки зерновых железнодорожным транспортом на экспорт выросла на 12-15%, по территории страны – на 25-40% в зависимости от маршрута. Согласно приказу Министерства инфраструктуры Украины, с 1 февраля 2015 года стоимость перевозки грузов, за исключением угля, железнодорожным транспортом повышена на 30%.
Следует отметить, что речные перевозки в Украине обладают большим потенциалом, хотя и не пользуются должным спросом. По территории нашей страны протекает третья по длине река в Европе – Днепр, которая пересекает на своем пути восемь областей – Киевскую, Черниговскую, Черкасскую, Полтавскую, Кировоградскую, Днепропетровскую, Запорожскую и Херсонскую. По мнению специалистов Министерства инфраструктуры Украины, стоимость перевозки грузов речным транспортом значительно ниже стоимости перевозки железнодорожным или автотранспортом, имея при этом наименьшее влияние на экологию.
О необходимости наращивать имеющиеся мощности речных терминалов неоднократно заявлял президент Украинской зерновой ассоциации Владимир Клименко: “В СССР по Днепру перевозили 60 млн. т грузов. Сегодня перевозится 4–5 млн. т. Такая же проблема на Буге”.
Однако на пути развития речного транспорта в Украине стоит множество проблем, которые сдерживают его развитие. Прежде всего, это отсутствие законодательного урегулирования деятельности внутреннего водного транспорта, неудовлетворительное состояние речного флота, наличие в Днепровском и Днепродзержинском водохранилищах опасных участков (перекатов), которые уменьшают конкурентоспособность водного маршрута и требуют проведения дноуглубительных работ.
О потенциале транспортных перевозок сельхозпродукции по реке Днепр, а также об особенностях и перспективах развития использования водного транспорта на конференции “Стратегии экспорта: трейдинг и логистика” 27 марта 2015 года расскажет представитель компании “Гермес-Трейдинг”.
ООО “Гермес-Трейдинг” на протяжении последних нескольких лет входит в двадцатку ведущих украинских экспортеров зерна и масличных культур, а также является мощным оператором зернового рынка Украины.