Органическое производство в Украине набирает популярность. И если еще пару лет назад оно было уделом, в основном, небольших фермеров, то сейчас к нему активно присматриваются крупные агропроизводители.
По данным “Федерации органического движения Украины”, площадь сертифицированных органических земель в Украине стабильно растет. Органическими методами обрабатывается около 400 тыс. га сельхозземель, а количество операторов органического рынка, сертифицированных единственным украинским органом сертификации “Органик Стандарт”, в 2015 году составило 200 предприятий.
400 тыс. га – это 0,96% всех сельскохозяйственных угодий. Немного, и вряд ли органическое производство когда-либо достигнет масштабов агрохолдингов. Однако, если учесть, что на внутреннем рынке органические продукты стоят процентов на 30-40 дороже традиционных, а экспортные цены на них, судя по таможенной статистике, могут быть выше цен на традиционные продукты уже в разы, производство таких продуктов и дальше будет расти.
К сожалению, внутренний рынок ввиду низкого покупательного спроса не является стимулом к развитию органического производства. Основные объемы произведенной продукции идут на экспорт. И более 90% – в страны ЕС. Европейский Союз – сложный рынок со своими жесткими требованиями. Производство органических продуктов также гораздо затратнее традиционного. Однако, высокая экспортная цена оправдывает эти сложности и покрывает затраты: к примеру, экспортные цены на органический редис или ягоды в 3-5 раз выше цен на внутреннем рынке на выращенные обычным способом.
В последнее время наметилась тенденция влияния высоких экспортных цен на органическое зерно и на цены на внутреннем рынке. Появились многочисленные фирмы-посредники, скупающие его на внутренних базисах и самостоятельно продающие на экспорт, в результате чего уже внутренние цены на органические просо, рожь, чечевицу вдвое выше цен обычной продукции.
Отводя площади под органическое производство и развивая выращивание нишевых культур, агрохолдинги пытаются диверсифицировать производство, получить дополнительную прибыль и даже зарекомендовать себя в качестве экспортера, раз уж в экспорте традиционных культур доминируют трейдеры.
В сертификации органического производства ничего сложного нет. Главное, чтобы производство действительно было органическим. Конверсионный (переходной с обычного на органическое производство) период для растениеводства длится 2 года. Только после этого орган сертификации, а их в Украине уже 16, выдает подтверждающий сертификат. И – путь на экспорт открыт!
Насколько успешным может быть этот путь? Мы пригласили представителей агрохолдингов выступить на конференции “Маркетинг аграрной продукции” и рассказать о своем опыте производства органической продукции и нишевых культур.
Хотим также отметить, что развитие собственного органического производства – это маркетинг вдвойне. Сначала вы изучаете рынок органических продуктов, спрос на нем, просчитываете прибыльность и меняете свое традиционное производство исходя из полученных знаний и прогнозов прибыли. Затем вы продвигаете выращенную органическую продукцию фактически как собственный органический бренд.
Конференция “Маркетинг аграрной продукции” пройдет в Киеве 3 июня 2016 г. Подзаголовок названия конференции – “Как правильно торговать”.